Схема усилителя на транзисторе

Схема усилителя на транзисторе

Skritek Усилитель мощности на полевых транзисторах 2SK1058/2SJ162

Усилитель мощности на полевых транзисторах, в выходном каскаде 2 пары мощных полевых транзисторов 2SK1058/2SJ162.

Платы собраны и настроены. Размер платы 125мм х 64 мм + выпирающие выходные транзисторы- 8мм с каждой стороны.

Специальные аудио полевые транзисторы выпускаемые ранее фирмой Hitachi, теперь их выпускает фирма Renesas http://ru.renesas.com/как они пишут : Power MOSFETs For General Amplifier. Подобранны в пары.

Транзисторы имеют встроенные зашитные диоды, что значительно упрощает схему и сокращает количество применяемых активных и пассивных элементов, что в свою очередь соответствует аудиофилской концепции: «меньше деталей на пути сигнала, тем меньше искажений вносятся в первоначальный сигнал» или «меньше элементов = чистый звук». Что в свою очередь достаточно спорно но, тем не менее имеет право на существование.Как известно, не всегда усилитель имеющий практически идеальные параметры с 0,00001% искажений будет нравится по восприятию на слух человеком. Т.к. это восприятие является субъективным и зависит от многих факторов. Звучание усилителя зачастую сводится к тому, что нравится не нравится, а какие схемные решения применены это уже дело десятое. Яркий пример ламповые усилители мощности: имеют искажения 0,1% в лучшем случае( а в реальности больше), а человеческий слух воспринимает звук от такого усилителя как сказал бы аудио фил более «мягким» ,»теплым» в виду присутствия в сигнале определенных гармоник.

Основной недостаток выходных транзисторов в этой схеме — это их высокая стоимость.

Питание двуполярное от +-25В до +-50( с одной парой выходных транзисторов) и +-60В(с двумя парами). В принципе схема будет работать и с более низким питанием но смысла особого в этом нет.

Прародитель

Усилитель высшего класса качества, нелинейные искажения не больше 0,01%. Частотная полоса усиления мощности больше 100 кГц. (236 страница
Справочное руководство по звуковой схемотехнике П. Шкритек)

Мощность: 100 W RMS

Усилитель Хитачи

http://www.vegalab.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=27&Itemid=52

Если вы новичок в усилителе строении, то лучше почитать для начала теорию. Помните, на данной плате присутствует опасное для жизни напряжение.

В первом посте много ссылок на похожие усилители, всех их объединяет одно, все усилители с полевыми транзисторами 2SK1058/2SJ162 на выходе просты как пять копеек:

Как видно из фотографии, входной разделительный конденсатор отсутствует. Это сделано специально, что бы пользователь сам выбрал подходящий ему вариант. Или вовсе без него, но это крайне не рекомендуется, только для специалистов, которые уверенны, что на выходе их источника нет постоянного напряжения, хотя они и сами все знают. Для теста использовались наши К73-17 (2,2мкФ 250В). В принципе они и на постоянной основе чувствуют себя неплохо и ни чем не уступают импортным аналогам. Спасибо Аудиокиллеру за этот замечательный тест конденсаторов для усилителей мощности: http://www.electroclub.info/other/conders2.htm

Корпус выходных транзисторов необходимо изолировать от поверхности радиатора специальными диэлектрическими прокладками с термопастой (лучше слюдяными)

Платы рассчитаны для установки на латунные стойки высотой 5 мм.

проект Рода Элиота практически тоже самое, но у нас будет лучше . Можно почитать через Google переводчик. Как он там пишет, определить мощность этого усилителя сложно т.к. все зависит от блока питания.

Приведу таблицу мощности с его сайта для одного канала, если для стерео то мощность трансформатора удваивается.

AC Volts

DC Volts

(мощность трансформатора)

Power (8Ω)

+/-28V

40 W

+/-35V

50 W

+/-42

+/-56V

150 W

(Рекомендованное напряжение питания)

+/-70V

240 W

Блок питания на 2 канала( стерео) выглядит следующим образом:

Схема усилителя

При проверке собранных плат, ток покоя выставлен 200мА при питании +-25 что вполне достаточно и обеспечивает приемлемый (хотя у каждого он разный) нагрев радиатора. При проверке используется радиатор с основанием 6мм и площадью 1950 кв.см. За несколько часов работы радиатор становится чуть тепленьким. Как видно из фото, на плате присутствует подстроечный резистор и выставить нужный ток покоя не составит труда, подключив в разрыв плюсового провода амперметр.

Да, это можно купить. Если есть вопросы, пишите в форму сайта «свяжитесь с нами» или на почту

cool-audio-lab@yandex.ru

Сборка усилителя.

Небольшие изменения.

Так как производителем прекратился выпуск транзисторов 2sb647 -Q2 и 2SD667-Q8,Q10. Компания Renesas не рекомендует их для новых разработок по этому они более у нас не будут применяться.Они рекомендуют применять более сотни аналогов этих транзисторов. Но мы будем применять в нашей схеме их старших братьев,с чуть более хорошими параметрами из той же серии Low frequency power amplifier 2SB649 и 2SD669 в корпусе TO-126.

Отслеживание актуальности компонентов в разработках играет не менее важную роль в построении качественных электронных устройств. Так как на сегодняшнем рынке можно купить снятые с производства компоненты, или якобы «залежавшиеся» на складе. Чаще всего они разочаровывают своими параметрами или не надежностью.

Еще хотелось бы отметить применение новых конденсаторов Jamicon WL cерии,что означает Low ESR низкоимпедансные С5,С6,С21,С16,С17,С22 фильтрующие конденсаторы питания.

Фото.

Тест при температуре -40С 4,5 часа

Не много фотографий готового аппарата.

Как видно из фотографий платы полугодичной давности. По словам хозяина, было перепробовано множество вариантов компоновки плат и трансформаторов на наиболее низкие шумы. По звуку по его словам: «сказочно доволен т.к с первого раза не все пошло гладко, но тем не менее результат стоил 3 пересобираний корпуса.

С колонок как будто сняли ширму. До этого был композитник с ОУ.»

От себя добавлю что, нашему товарищу судя по вздувшимся конденсаторам фильтра блока питнаия,пора бы их заменить, и не ждать когда они окончательно выйдут из строя.

Плата блока питания оставляет желать лучшего. Нужно иметь в виду что земли бывают холодные, и по которым течет основной ток потребления.

На данный момент СМД версия в процессе разводки.

Размеры платы 113х52.5 мм. Можно еще уменьшить длину за счет исключения конденсаторов на входе питания.

Решив построить ультра-компактный качественный УНЧ, с использованием микросхем LM4780 прежде всего скачал и изучил даташит. Сказав это, я мог бы выбрать другой СК, если я уже не один в руки. Внутри LM4780 содержится два канала усиления типа LM3886, выдавая 60 ватт на канал. Фирмы выпускают большой спектр микросхем с различными уровнями мощности и конфигурации, и есть много возможных кандидатов для данного проекта, но решил попробовать именно LM4780, так как никогда не имел с ними дела.

Начал прежде всего с корпуса для будущего аппарата.

У него решил сделать углубление на задней панели. Это означает, что все разъемы на задней панели и не торчат наружу, упираясь в стену.

Так как эта схема, прежде всего предназначается для использования в качестве ПК-усилителя ЗЧ, одного стерео входа будет вполне достаточно. Но на всякий случай добавил второй ввод, чтобы сделать более усилитель более универсальным, вдруг решу использовать его в другом месте.

В микросхеме LM4780 реализована функция «mute», как ей управлять — видно на следующей схеме.

Питание усилителя

Для экономии места в корпусе УМЗЧ и снижения помех, будет отдельный источник БП. Этот внешний БП будет создавать двухполярное стабильное напряжение, которое можно использовать не только для данной, а и для других, будущих схем усилителей звука.

Ёмкости 6600uF на плечо сглаживания конденсаторов в блоке питания, изготовлены из 3300uF, 35В. Поставив пару 3300uF в параллель убедился, что зазвучало лучше, чем одной парой на 10,000uF.

Тороидальный силовой трансформатор 120VA 18V, который использовал для моего проекта, звучал просто замечательно с этим усилителем.

Для эксперимента попробовал блок 200VA и не услышал существенной разницы.

Источник питания имеет LED индикатор сети. Микросхема LM4780 работает немного теплее, чем LM3875, поскольку имеет больший ток покоя в выходном каскаде. Рабочий ток составляет около 50 мА на канал — по сравнению примерно с 17 мА для LM3875. С 30-вольтовым питанием это означает, что примерно имеем 6 Вт тепла при отсутствии сигнала.

Но за перегрев не переживайте. Тепловой датчик выключает звук в усилителе задолго до того, как чип микросхемы достигнет опастных пределов, гарантируя тем самым надежную и длительную эксплуатацию устройства.

Понравилась схема — лайкни!

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ УНЧ

Смотреть ещё схемы усилителей

УСИЛИТЕЛИ НА ЛАМПАХ УСИЛИТЕЛИ НА ТРАНЗИСТОРАХ

Я хотел построить усилитель, с нулевой отрицательной обратной связью, чистого А класса. Нельсон Пасс сделал много работы в этой области со своими сборками. Я же планировал значительно упрощенный вариант такого усилителя. Конечно, там должны быть несколько активных компонентов, чтобы творение имело право называться называться «Усилитель». Всегда восторгался простотой несимметричнх ламповых усилителей. Пара ламп с резисторами к конденсаторами, плюс выходной трансформатор — вот вам секрет качественных усилителей, ведь под понятиям «качественный усилитель» не обязательно, чтобы последний был сложным. Пойдя по стопам ламповых усилителей был собран такой экземпляр. Активный компонент всего один — MOSFET транзистор, дальше пара резисторов и конденсаторов. Схема усилителя проста до безобразия.

В схеме использован транзистор 2SK1058 от Hitachi. Это мощный N-канальный полевой транзистор, который отлично справляется со своей работой. На выходе использовал мощный электролитической конденсатор, параллельно которому подключен неполярный конденсатор с емкостью 10мкФ.

На входе питания стоят четыре мощных резистора на 10W каждый. Эти резисторы резисторы были подобраны с наименьшей индуктивностью. Их можно заменить проволочными резисторами или вообще — ниромовой проволокой с нужным сопротивлением.

Но желательно применение резисторов с минимальной индуктивностью. Сопротивление каждого резистора составляет 15 Ом (при мощности в 10W каждый). Резисторы были подключены последовательно, чтобы увеличить сопротивление. Если есть, то советуется использовать один резистор с указанными параметрами. В итоге мною были использованы 4 резистора с сопротивлением 15 Ом. При параллельном соединении мы получаем один резистор на 7,5 Ом но уже 20W. Они становятся чрезвычайно горячими, на них рассеивается до 40 Ватт мощности, поэтому желательно отдувать с них тепло при помощи кулера Да, класс такого усиления очень неэффективный, но качество…. Схема пожирает более 20 ватт, чтобы отдавать только около 4,8 чистых ватт. Я использовал радиатор рассчитанный на 0,784 ° С / Вт

Источник питания — 24 Вольт, мощность трансформатора 160 ватт. Диодный выпрямитель (мост) использован на 25 Ампер. Выходное напряжение фильтруется при помощи мощного электролитического конденсатора с полезной емкостью 10000μF. Для фильтрации ВЧ помех использованы дросселя на 5 Ампер, индуктивность порядка 10mH. Смещение осуществляется подстроечным резистором на 100к и подбором резистора на 1МОм. На стоке транзистора должно быть напряжение, которое ровно половине питания. Таким образом, усилитель полностью настроен. Мною были собраны два канала сразу, которые играют очень хорошо.

Монтаж был выполнен в самодельном корпусе. Все платы использовались макетные, поскольку не ожидал, что придется все собрать в корпусе. Сами транзисторы греются не очень сильно, поскольку вся основная мощность рассеивается на резисторах. Мощность такого усилителя не велика, но он может стать главным аудио-усилителем в вашей домашней музыкальной системе.

Понравилась схема — лайкни!

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ СХЕМЫ УНЧ

Смотреть ещё схемы усилителей

УСИЛИТЕЛИ НА ЛАМПАХ УСИЛИТЕЛИ НА ТРАНЗИСТОРАХ

Этот усилитель можно использовать как отдельное устройство, так и встраивать его в различную аппаратуру — усилители, ЦАПы, и т.п.

Это простая, но очень неплохая схема. Я задумал еще три схемы, причем очень высокого качества, и таких, которые можно (и нужно) изготовить в виде отдельного блока в отдельном корпусе. И которые не уступят хорошим дорогим моделям (а то и превзойдут, т.к. планируются использовать не выдумки, а хорошие технические решения).

Схемы разные и интересные и находятся в состоянии проработки.

Как только они будут готовы, я их опубликую в журнале «Радио» а потом на сайте

В «школьных» учебниках термину «усилитель» дают такое определение: усилитель – устройство, у которого мощность на выходе больше, чем мощность на входе. То есть, усилитель обязательно усиливает либо напряжение, либо ток, либо и то, и другое одновременно. Однако это не всегда так. По-другому можно сказать, что усилитель – это устройство, обеспечивающее в нагрузке требуемые параметры сигнала (напряжение, ток, мощность, АЧХ, и т.п.) при заданных параметрах источника сигнала. Это более точное определение и оно очень хорошо подходит к усилителям наушников, потому что обычно от них не требуют усиливать ни напряжение, ни ток, ни мощность. Наоборот, иногда это все нужно уменьшать. Например, для большинства наушников рабочее напряжение меньше одного вольта амплитуды, а на выходе стационарного СД-плеера или «нормальной» звуковой карты оно достигает трех вольт. И выходного тока этих устройств обычно вполне достаточно для работы наушников. Поэтому, если просто подключить наушники к выходу звуковой карты или СД-плеера, то они, скорее всего, играть будут. И скорее всего слишком громко. В звуковой карте можно отрегулировать громкость программно и слушать. Другое дело, что выходы этих устройств не рассчитаны на подключение такой низкоомной нагрузки. Например, там могут стоять выходные конденсаторы маленькой емкости – для высокоомной нагрузки, каковой является усилитель, это в самый раз. А подключив наушники, получим спад АЧХ на частоте 300…500 Гц. Да и блок питания электроники источника сигнала может быть не рассчитан на дополнительный ток миллиампер в 30…50, уходящий в наушники.

Хотя, если честно, то усилитель наушников (да и любой другой) все-таки усиливает мощность: ведь у него высокое входное сопротивление, и мощность, потребляемая от источника сигнала, очень маленькая. Намного меньше, чем выходная мощность на наушники.

Поэтому основные задачи, решаемые усилителем наушников, таковы:

  1. Иметь высокое входное сопротивление, которое «ожидает увидеть» на своем выходе источник сигнала.
  2. Иметь регулятор громкости.
  3. Иметь низкое выходное сопротивление и возможность легко выдать на выход ток примерно до 20…50 мА на канал.
  4. Иметь на выходе нулевой потенциал по постоянному току, причем без выходных разделительных конденсаторов.

Все эти задачи легко решает практически любой современный операционный усилитель (ОУ). Так что самый простой и достаточно хороший усилитель для наушников может быть собран всего на одном ОУ. И качество звучания он дает такое, что многие переход на лучший усилитель на самом деле не заметят.

Важное замечание. Этот усилитель для наушников не предназначен для внесения каких-нибудь «красиво звучащих» искажений, он не изменяет усиливаемый сигнал и поэтому «не звучит красиво». Он звучит максимально правильно, чтобы сигнал в ваших наушниках был максимально похож на то, что слышал бы (в наушниках) звукорежиссер, слушая подготовленную к тиражированию фонограмму. Если хотите «приукрашенного» звука – делайте усилитель на одном транзисторе, в инете таких схем много. По этой же причине в данный усилитель не нужно ставить офигенно дорогих аудиофильских деталей – он прекрасно работает с нормальными качественными. Перебирая проводочки и конденсаторы, можно конечно изменить его звучание, но на самом деле это будет всего лишь самовнушение.

Итак, усилитель для наушников на одном ОУ. Поскольку напряжение источника сигнала усиливать не нужно, то ОУ включается повторителем напряжения. При этом глубина его ООС максимальна, а искажения – минимальны. Уменьшить уровень сигнала (что практически всегда требуется) можно регулятором громкости.

Схема усилителя для наушников.

Переменный резистор Р1-Р2 – регулятор громкости. В скобках даны пределы его сопротивлений, при которых все тоже работает, но лучше выбирать те значения, что без скобок. По-хорошему, он должен иметь логарифмическую зависимость сопротивления от угла поворота, но для наушников, громкость которых обычно не регулируют в широких пределах, а настраивают один раз, вполне подойдет линейный регулятор. Конденсаторы С1 и С2 отсекают постоянное напряжение во входном сигнале и одновременно являются фильтром инфранизких частот. С такой емкостью нижняя рабочая частота усилителя примерно равна 10 Гц. Снижать ее не стОит, а вот повысить (уменьшив емкость конденсаторов) в принципе можно, особенно если вы берете входной сигнал с проигрывателя виниловых грампластинок – в них из-за коробления пластинки и эксцентриситета могут возникать мощные колебания с частотой примерно 0,5…3 Гц. Чтобы их лучше подавить, частоту входного фильтра усилителя можно выбрать примерно 25 Гц, тем более, что более низкие частоты на винил практически не пишут.

Выходные резисторы R5,R6 помогают ОУ защищаться от КЗ при включении-выключении наушников. Кроме того, они немного повышают выходное сопротивление усилителя. Некоторые наушники при повышении (в разумных пределах) выходного сопротивления усилителя немного лучше звучат. Так что с этими резисторами можно немного поэкспериментировать, подбирая их под себя. Только не забывайте, что R5=R6.

Резисторы R0R и R0L нужны в том редчайшем случае, если при полной громкости ее все равно не хватает, и наушники звучат тихо. Установка этих резисторов увеличивает коэффициент усиления в два раза. Для того, чтобы минимизировать постоянную составляющую на выходе, хорошо бы при этом сделать R1 = R2 = 24кОм.

Ну и самое «вкусное» — напоследок. Микросхемы. На самом деле, подойдут любые «обычные» ОУ с выходным током, достаточным для ваших наушников. Список тех, что я проверял экспериментально – на схеме. ОУ других типов применять в принципе можно, но неизвестно, насколько хорошо они подойдут по выходному току. По идее, неплохо подойдут и TL072. «Сверхбыстрые», или какие-нибудь Rail-to-rail ставить не рекомендую: огромная скорость на самом деле не нужна, а в режиме повторителя они могут возбуждаться. Или ловить ВЧ помехи. Иногда приходится слышать: а давайте установим «супермикросхему», типа она будет очень хорошо работать в облегченном режиме. Это все равно, что на Жигули установить двигатель от Боинга, чтобы он работал в облегченном режиме. Насчет того, какая микросхема лучше по звучанию: практически никакая. В «зрячем» прослушивании мы хорошо замечаем разницу, потому что видим микросхему. Я проводил слепой тест сравнения такого усилителя между микросхемами JRC4556, имеющую большой выходной ток и высоколинейный выходной каскад (Исследование линейности ОУ при больших выходных токах), и JRC4558 у которой выходной каскад весьма слаботочный. Наушники Sennheiser HD-598 сопротивлением 50 Ом (т.е.

достаточно низкоомные, чтобы потреблять сравнительно большой ток), и тест показал, что эти две сильно разные микросхемы (микросхему 4558 я даже вообще не рекомендую) различаются слабо: различие есть, но оно статистически малозначимо (хотя и прослушиваний было мало – я пока только отлаживаю все это дело). Так что если такие сильно разные микросхемы (а одна из них практически не пригодна для питания наушников) различаются несильно, то хорошие микросхемы между собой будут неразличимы (это если вы микросхему в возбуждение не загоните).

Питание усилителя может быть стабилизированным и не стабилизированным. Стабилизированное немного лучше. Напряжение от 12 до 15 вольт на плечо. Если напряжения плеч одинаковые – это очень хорошо, но не обязательно, лишь бы не сильно различались. Для стабилизатора обеспечить одинаковость напряжений легко, а вот в случае нестабилизированного питания и разбаланса напряжений обмоток силового трансформатора, можно словить и разные напряжения. Чтобы этого не случилось, следует использовать «стандартную» схему двухполярного двухполупериодного выпрямления с одним диодным мостом, в ней каждая из полуобмоток трансформатора работает поочередно на оба плеча выпрямленного напряжения. Что-то типа вот этого (это очень варьируемая схема):

Ток, потребляемый усилителем от источника питания порядка 50…100 мА.

Как лучше делать блок питания – отдельным, или на плате усилителя? Если на плате, то надо помнить, что через конденсаторы фильтров проходят импульсы зарядного тока в несколько ампер. И это все рядом с сигналом. Если отдельно – то начинает сказываться сопротивление и индуктивность кабеля. Хотя, во втором случае конденсаторы в цепи питания на самой плате помогают избавиться не только от влияния кабеля, но и вообще отстроиться от неидеальности отдельного блока питания.

Напряжение питания 12 вольт предпочтительнее, т.к. до ограничения далеко, а микросхема меньше греется, что при низкоомной нагрузке заметно. Если есть в наличии конденсаторы с низким ESR, то их лучше устанавливать на самой плате (а не в отдельном блоке питания). Если нет – не страшно. Не нужно гнаться за суперконденсаторами, типа Rubycon, Elna, Nichicon (хотя, если они есть — ставьте, они очень хорошие). Вполне подойдут «обычные» конденсаторы Jamicon, CapXon, Samwha, ELNA, Panasonic, Epcos. Лишь бы не какие-нибудь «Суньвынь». С отечественными надо быть осторожными – есть с хорошими параметрами, но большими габаритами; есть с маленькими габаритами и плохими параметрами; есть с большими габаритами и плохими параметрами. И вроде как появились маленькие и хорошие. Не измерив, не скажу. Емкость С4, С5 можно увеличить, но без маньячества: огромные конденсаторы вызовут появление индуктивности у длинных проводов и дорожек платы. Если питание стабилизированное, С3…С5 можно использовать керамические.

В принципе, как сделать источник питания можно почитать здесь: Маломощный блок питания. Причем там на рисунке 5 приведена схема с резисторами в первичной обмотке. Их сопротивления можно увеличить в 2…3 раза (для трансформатора с габаритной мощностью не более 20 ВА), что уменьшит бросок тока при включении и слегка снизит индукцию в трансформаторе, а значит и излучаемые им помехи. Только нужно проконтролировать температуру резисторов (перед этим НАДО ВЫКЛЮЧИТЬ блок питания из сети!!!) – если греются, увеличить их мощность или снизить сопротивление. И напряжение на выходе выпрямителя из-за влияния резисторов может немного упасть, хотя это не страшно — на усилитель можно подавать и более низкое напряжение, но все же меньше 9 вольт на плечо не следует. И микросхемы стабилизатора использовать без индекса L, в корпусе ТО220 (большом), как рисунке 10 слева — они легко обеспечат нужный ток и не будут сильно греться.

Дополнение.

Был задан вопрос: действительно ли один обычный операционный усилитель потянет наушники? Ведь есть схемы, где ОУ умощняется дополнительными транзисторами. Причем в старой советской аппаратуре только такие схемы и использовались.

Действительно, старые ОУ (в том числе и советские) имели сравнительно небольшой выходной ток и сильно нелинейный выходной каскад, поэтому их приходилось умощнять. Выходной ток современных ОУ в 3…6 раз больше, а собственные искажения выходного каскада при этом могут быть даже меньше! Посмотрите графики Кг и особенно нормированного к номеру гармоники Кг’, показывающего преобладание «плохо звучащих» высших гармоник: Исследование линейности ОУ при больших выходных токах. Так что современные качественные ОУ, особенно такие, у которых выходной каскад может выдать сравнительно большой ток при низких искажениях, звучат очень хорошо, и именно их я и рекомендовал для этого усилителя. Скорее всего, что очень многие люди не заметят разницы между «голым» (но хорошим) ОУ и более «крутой» схемой с умощненным операционником. Если же в схеме используются старые «советские» детали (ОУ и транзисторы), то она может иметь даже худшие параметры из-за плохих свойств устаревших компонентов. Я уже писал выше, что при работе на сравнительно низкоомные наушники сопротивлением 50 Ом (причем наушники не дешевые, так что их собственное качество звучания высокое) даже применение сравнительно слабой и «не очень» современной микросхемы (такой, которую я не рекомендую по причине ее небольшого выходного тока и высоких искажений) «не бросается в глаза» – снижение качества звучания не очень заметно, но все же оно есть. А с хорошей микросхемой – так и еще намного лучше!

Схема на одном ОУ применяется, например, для питания наушников в серьезной музыкальной звуковой карте EMU-0404. Такой же выход я использую в своем мультимедийном усилителе Обзор и доработка Top device TD 180/2.0 (только я забыл там на рисунке изменить название ОУ — у меня на наушники реально работает ОРА2134). И звучит вполне хорошо (от звуковой карты ESI Juli@).

На самом деле я планирую собрать и более «навороченные» схемы усилителей для наушников (потому что они способны дать максимальное качество звука), причем уже вчерновую проработал три интересные схемы умощнения ОУ, но пока что нет времени на это. Когда соберу, то обязательно сравню их со схемой на одном ОУ в слепом тесте (только такой тест дает реальное сравнение именно звука, а не моих визуальных предпочтений или сиюминутных настроений). Вот тогда и посмотрим – есть ли разница и велика ли она…

Звуковая карта для акустической системы

Если колонки будут подключаться к ПК через усилитель, то самое правильное отказаться от встроенного звука в пользу дискретной звуковой карты. Мы советуем обратить внимание на модели карт Asus Xonar, на 2015 год они самые приемлемые по цене и качеству. Если у вас возникают проблемы по установке звуковой платы, то обратитесь к нам мы вам обязательно поможем.

Если у вас установлен AV ресивер, то лучше всего вывести звук через оптический кабель (стоимость кабеля ~ 20$). В этом случае функции перевода цифрового звука в аналоговый сигнал для колонок возьмет на себя ресивер, а в ресивере обычно стоит более хороший АЦП, который с меньшими потерями может переводить цифровой звук в аналоговый.

При наличии ресивера и оптического кабеля, отдельную звуковую карту можно не покупать. Но тут возможна проблема: не на всех материнских платах есть оптический или коаксиальный звуковой выход, в таком случае, для вывода цифрового звука на ресивер можно использовать hdmi. Многие современные модели ресиверов поддерживают HDMI.

Ресивер — это по сути тот же усилитель, к которому можно подключить все мультимедиа устройства. Некоторые ресиверы могут конвертировать видео- и аудио- ряд. Почти все аппараты этого типа имеют процессор с эффектами Dolby Digital, DST и прочие «прибамбасы» для объемного звука и разделения каналов.

Настраивая ресивер после покупки, очень важно заранее выставить в настройках импеданс подключаемой к нему акустики, это поможет избежать проблем.

Колонки 5.1 или 2.0?

Необходимо заранее подумать, сколько акустических систем вам покупать: многоканальную систему 5.1, 6.1, 7.1 или обычную фронатальную пару? Если акустика нужна и для музыки и для просмотра фильмов, вспомните, испытывали ли вы положительные эмоции от ощущения объемного звука в кинотеатре. В том случае, если вас восхищал объемный звук, то смело берите 5.1. Если вы не отметили пространственность звука в динамических сценах, значит, вы не восприимчивы к искуственному объемному звучанию и тогда покупайте обычную пару хороших колонок.

К вопросу о сабвуферах

Эксперты до сих пор спорят, как услышать в домашних условиях именно тот звук, который хотели «показать» нам звукорежиссеры? Многие сходятся во мнении, что сабвуфер в любой системе искажает нормальное звучание, делая его более синтетическим и не живым. Во многом они правы.

Низкие частоты должны доноситься оттуда же, откуда и высокие и средние. Вспомните хоть одну сцену или кинотеатр где бы использовался сабвуфер? — правильно, нигде он не используется. Кроме того от хороших акустических систем итак поступает достаточно «низов», а восприятию живого звука такая конфигурация вредит куда меньше.

Акустические системы в СССР

Хорошая акустика производства СССР за смешные деньги — это самый большой миф, который передается с пеной у рта от владельцев такой техники к, видимо, будущим владельцам. На самом деле для многих поклонников музыки нет никакого смысла покупать ламповые или транзисторные усилители тех времен. Да, были и очень хорошие модели, но время технику не лечит и, покупая старый аппарат, будьте готовы к расходам на его доводку и ремонт. Выигрыш в приобретении старой техники пропадает еще и из-за того, что сейчас на рынке присутствуют недорогие современные модели таких марок как «Pioneer», «Yamaha» и «Denon». Вы вполне сможете найти подходящий ресивер до 10.000 рублей. Что касается ламповой техники, то никаких чудесных свойств она не дает. Ламповый звук — это просто интересное звучание, которое, кстати, нравится далеко не всем. Такого звучания можно добиться и на современном оборудовании, без использования радиоламп.

Немного иначе дела обстоят с советскими колонками. Колонка достаточно простой прибор и ее проще довести до ума, при этом она будет радовать еще долго, при соблюдении правил безопасности. Единственный минус такой акустики: она легко и непринужденно портит банковские карты и другие подверженные влиянию магнитного поля предметы, находящиеся близко от нее. Часто при сравнении можно отметить, что акустика, произведенная во времена СССР, играет лучше дешевых современных акустических систем. Поэтому если у вас есть все для того, чтобы привести старые колонки в работоспособный вид, то выбор такой акустики вполне оправдан.

Наушники

Услышать качественный звук за гораздо меньшие деньги помогут наушники из дорого сегмента таких фирм как Sennheiser, Koss, Akg, Beyerdynamic. Но к ним нужна хорошая звуковая карта и возможно пригодится усилитель для наушников. Усилитель понадобится в том случае, если штатный усилитель звуковой карты не справляется с высокоомной моделью наушников.

Естественно лучше всего брать закрытые модели наушников, они обеспечат лучшую изоляцию от посторонних звуков. Все это верно для прослушивания чистых аудиозаписей, как уже говорилось выше: некачественный носитель может испортить звук при любой акустической системе.

Помните, что творилось на рынке аудиотехники в лихие 90-е, когда на отечественный рынок хлынул поток дешевой электроники? Кассетные магнитолы с модными брендами Akaiwa или Pasonic в то время купила, наверное, каждая вторая семья. И как не купить — на них было написано Hi-Fi, 1000 Watt РМРО, а еще они бодро мигали лампочками в такт музыке. Спустя недели, месяцы, максимум — годы весь этот Hi-Fi отправился на помойку. На их место встали реальные Akai, Aiwa и Panasonic, а за дешевой китайской техникой прочно закрепилась дурная слава.

С тех пор многое изменилось. Значительная часть настоящей, качественной Hi-Fi-техники теперь производится в Поднебесной, а некоторые именитые Hi-Fi-бренды и вовсе принадлежат китайским компаниям. Ну как при таком раскладе не отправиться на поиски качественного и дешевого Hi-Fi китайского производства? Тем более что хороший компонент от некачественного устройства можно легко отличить на вид.

Сразу стало ясно, что китайская Hi-Fi-техника довольно четко делится на две группы. Первые сделаны по принципу «чем дешевле, тем лучше» с применением очевидно поддельных или просто безымянных комплектующих. А вторая группа собрана уже на оригинальных аудиофильских деталях и изнутри выглядит не хуже дорогих брендовых компонентов.

Особенно преуспели наши китайские друзья в сфере портативного Hi-Fi. Небольшие усилители класса D, микросхемные и ламповые усилители для наушников, внешние ЦАПы с USB и без — это как раз то, на что стоит обратить внимание. Финансовый риск небольшой, а результат порой сильно превосходит ожидания.

Прямым доказательством тому была одна из первых моих покупок — ЦАП, собранный на микросхемах High-End-уровня, который обошелся мне в 220 долларов без учета пересылки. Дизайн у него, прямо скажем, неказист, но внутри все сделано очень прилично — микросхемы от CirrusLogic, National и BurrBrown, конденсаторы Wima и Elna, в общем, полный фарш. При прямом сравнении с High-End-устройствами китаец не спасовал совершенно, благодаря чему успешно прописался в моей домашней системе.

Ну а недавно в мои руки попал еще один шедевр из Китая — усилитель SMSL SA-98 (для тех, кто не понял с ходу, первые четыре буквы — это такой китайский бренд). Усилитель работает в классе D, собран на микросхеме TDA7498 с применением комплектующих европейского, японского и американского производства: Panasonic, Epcos, Wima, Philips, Siemens, ALPS. Опять же все как в довольно дорогом Hi-Fi, и опять же весьма взрослый и качественный звук. Особенно забавно было наблюдать, как этот малыш размером с ладонь вставал на дыбы под весом акустического кабеля и одновременно с этим совершенно без проблем раскачивал тугие напольные колонки Dynaudio, с которыми справлялся далеко не каждый полноразмерный Hi-Fi-усилитель за многие тысячи. А теперь внимание: стоимость усилителя SMSL SA-98 100 долларов!

Секрет такого успеха китайского Hi-Fi довольно прост.

При достаточном техническом оснащении производства, которое сплошь и рядом роботизировано, не составляет труда качественно изготовить и смонтировать печатную плату для устройства любой сложности. Аудиофильские компоненты, качественные микросхемы усилителей и ЦАП доступны, причем себестоимость их не так уж и высока. Стандартные схемы включения известны, а если очень нужно, можно купить брендовое устройство и подглядеть, как оно устроено, в чем китайцы уже давно преуспели. Возможно, даже и покупать ничего не придется, никто не знает, технику каких европейских, японских или американских брендов делают на конвейере, производящем усилители SMSL. В такой ситуации качественный результат просто неизбежен, что мы и получаем на практике.

По материалам издания Stereo & Video

Автор Максим Наумов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *