Пуск центробежного насоса

Пуск центробежного насоса

Центробежные насосы сегодня используются во многих промышленных и коммунальных отраслях. Они отличаются высокой эффективностью, долговечностью и простотой в обслуживании. Выбор насоса осуществляется в зависимости от специфики рабочей жидкости и с учетом требуемого давления.

Технологический процесс запуска центробежного насоса предусматривает предварительную заливку рабочей жидкостью самого насоса и всасывающей трубы с целью предотвращения воздушных пробок.

Заливка производится либо подачей из напорного трубопровода, либо благодаря откачиванию воздуха с использованием вакуумного или струйного насоса. Чаще всего для этой цели используется два насоса с общим бачком, монтируемые к основному.

Откачка воздуха применяется в автоматических системах, и производится при закрытой задвижке напорного трубопровода до момента начала появления рабочей жидкости.

Предварительная же заливка предполагает обязательное наличие приемного клапана во всасывающей системе.

Рабочая жидкость подается в систему до момента сброса ее воздушным краном. При входе в вакуумный насос, осуществляющий закачку в основной, необходима установка специальных фильтров для очистки рабочей жидкости от возможного загрязнения ее мелкими, а, в особенности, крупными фракциями.

После того, как система подготовлена, следует включить манометр и запустить привод-электродвигатель. Напорный трубопровод в это время закрыт задвижкой, которую открывают, когда на манометре будет зафиксировано необходимое давление. Одновременно открывается кран вакуумметра и вентили трубопроводов, подводящих жидкость к насосным сальникам.

Если система предусматривает устройства, противодействующие гидравлическим ударам, а также имеется обратный клапан, то в таком случае запускать центробежные насосы можно с уже открытым краном напорного трубопровода. Это способствует повышению надежности автоуправления за счет упрощения схемы автоматизации.

Для обеспечения безопасности и для продления срока службы гидравлического уплотнения вала с его защитной втулкой, необходимо своевременно подтягивать насосные сальники, обеспечивая непрерывное редкое просачивание из них рабочей жидкости.

Температура подшипников не должна превышать 50°C, а смазочные кольца должны вращаться свободно вместе с валом, для чего следует поддерживать нужный уровень смазки, а также производить охлаждение подшипников, согласно установленным технологическим нормам.

Для наблюдения за поддержанием в подшипниках необходимого уровня масла, используется маслоуказатель.

Отработанное масло сливается не позднее, чем через 1000 часов работы подшипников. Заливать новое следует, лишь после тщательной прочистки подшипниковых корпусов.

На этапе остановки центробежного насоса, вначале следует перевести его на холостой ход, постепенно закрывая задвижку напорного трубопровода, с последующим закрытием крана вакуумметра. После выполнения этих операций выключается электродвигатель. Затем перекрываются вентили трубопроводов заливки сальников, и отключается манометр.

Если температура в помещении, где установлен центробежный насос, может опускаться ниже нулевой отметки, то воду по завершении работы из самого насоса и из трубопроводов следует сливать.

Более подробно о центробежных насосах

Подготовка к пуску, пуск и остановка центробежного насоса.

Перед пуском центробежного насоса производится осмотр состояния насосного агрегата, наличие масла в подшипниках, состояние набивки сальников, закрытие предохранительным кожухом полумуфт, наличие в системе электроснабжения напряжения. Если насос длительное время не работал, необходимо прокрутить вал на 2-3 оборота вручную. Открывается задвижка на всасывающем трубопроводе и производится заливка всасывающей линии и корпуса насоса с удалением из них воздуха способом, предусмотренным для данного насоса.

Пуск насоса в работу производится при закрытой напорной задвижке. После того как насос разовьет полное число оборотов, а манометр покажет требуемое давление, начинают постепенно открывать напорную задвижку.

При плановой остановке закрывают напорную задвижку, затем отключают двигатель.

Запрещается осуществлять пуск насоса при закрытой или не полностью открытой всасывающей задвижке, а также работать более 2-3 минут при закрытой напорной задвижке.

Аварийное отключение насоса в случаях:

q возникновения повышенной вибрации агрегата и появления дребезжащих звуков;

q возгорания электродвигателя, повышения температуры подшипников сверх допустимой величины;

q поломок или аварий с насосом или двигателем.

Во время работы центробежного насоса необходимо:

1) наблюдать за тем, чтобы смазочные кольца свободно вращались на валу, а температура подшипников не превышала указанной в паспорте насоса (обычно 60—70 °С);

2) поддерживать уровень масла в подшипниках на требуемой высоте (по маслоуказателю); после 800—1000 ч работы следует сменить масло, предварительно прочистив корпусы подшипников;

3) своевременно подтягивать сальники, чтобы вода из них просачивалась лишь редкими каплями; это необходимо для предохранения вала от срабатывания набивкой.

При обслуживании насоса требуется строго соблюдать правила техники безопасности. Следует иметь в виду, что особую опасность представляют вращающиеся детали (муфта, вал).

11.Осевые давления. Методы и способы разгрузки центробежных насосов от осевых усилий. Как возникает осевая сила в центробежных насосах?

Осевая сила возникает при одностороннем подводе жидкости в одноступенчатых насосах, а также вследствие неодинаковой нагрузки и реакции воды на внешние стороны рабочих колес многоступенчатых насосов.

Осевая сила направлена в сторону входа жидкости. Она может вызывать осевой сдвиг колеса, появление значительного износа трущихся частей и недопустимое увеличение зазора между колесом и корпусом насоса.

Чтобы предотвратить эти явления, которым сопутствует увеличение расхода мощности, потребляемой насосом, и падение его КПД, применяют различные способы.

1. Установка упорных или гребенчатых подшипников скольжения.

Такой способ предотвращения вредного влияния осевого усилия применяется только при очень небольшой осевой силе как вспомогательная мера, или в случае невозможности применить другие способы, перечисленные ниже.

2. Сверление разгрузочных отверстий.

Для уравновешивания сил давления в центральной части рабочего колеса сверлят отверстия (рис. 1) 1 в заднем диске рабочего колеса. Таких разгрузочных отверстий может быть чаще всего четыре. С их помощью выравнивается давление жидкости с обеих сторон рабочего колеса. Чтобы предотвратить перетекание жидкости через эти отверстия из области высокого давления на нагнетании в область низкого давления на всасывании, делают кольцевые выступы 2 на наружной стороне заднего диска и устанавливают охватывающие его с небольшим зазором уплотнительные кольца 3 в корпусе насоса.

Сверление отверстий в центральной части рабочего колеса как метод уравновешивания осевого давления является наиболее простым и распространенным.

Рис. 1.

3. Применение гидравлического приспособления с разгрузочным диском.

Если осевые усилия достигают больших значений, например, в высоконапорных многоступенчатых насосах, то сверление разгрузочных отверстий в центральной части рабочих колес оказывается недостаточным. В этих случаях после конечной ступени насоса на нагнетании монтируется гидравлическое приспособление, с помощью которого создается усилие на ротор насоса, равное осевому, но противоположно ему направленное.

На рис. 2 показана последняя ступень многоступенчатого насоса. На одном валу с рабочим колесом посажен на шпонке разгрузочный диск 2, имеющий уплотнительное кольцо 6 с передней стороны и такое же кольцо 4 с тыльной. Зазоры в этих уплотнительных приспособлениях — минимальные, только для обеспечения жидкостного трения между вращающимися и неподвижными поверхностями.

Рис. 2.

Разгрузочный диск 2 с уплотнительными приспособлениями монтируется в специальной камере 3, которая разделена на две части диафрагмой с уплотнительным кольцом. Левая часть камеры 1 соединяется с выкидной линией последней ступени. Правая часть камеры соединяется со свободной атмосферой при помощи отверстия 5. Если от этого отверстия провести трубку к всасывающей камере насоса, то давление в камере будет практически равно давлению всасывания.

В полости насоса за задним диском последнего рабочего колеса, как известно, будет конечное максимальное давление. Это давление действует не только на задний диск рабочего колеса в сторону всасывания (влево), но и на разгрузочный диск (вправо) — в противоположном направлении осевому усилию.

При соответствующих размерах разгрузочного диска, которые могут быть рассчитаны, осевое усилие полностью уравновешивается. Конечно, для этого необходимо, чтобы с внешней (правой) стороны разгрузочного диска было пониженное давление, приближающееся к давлению всасывания или к атмосферному давлению.

4. Применение насосов двустороннего всасывания.

Для выравнивания осевого давления применяют насосы двустороннего всасывания, у которых осевое давление вообще отсутствует (рис. 3).

Рис. 3.

В многоступенчатых насосах применяют иногда такую схему установки рабочих колес, при которой всасывающие стороны половины ступеней расположены симметрично, но противоположно по направлению всасывающим сторонам другой половины ступеней (рис. 4). Причем, компоновка работы ступеней по обе стороны установки может быть различной.

Рис. 4.

Подготовка к пуску и пуск центробежного насоса.

Перед пуском насоса необходимо сделать следующее:

· проверить вращения ротора от руки (при этом ротор должен вращаться легко без заедания);

· проверить направления вращения электродвигателя при отсоединенной муфте (направление вращения должно быть по часовой стрелке, если смотреть со стороны электродвигателя);

· удалить с насоса все посторонние предметы, проверить, нет ли повреждений частей насоса, нет ли ослабленных болтов в обвязке насоса;

· проверить наличие и качество масла в подшипниках, исправность системы смазки, а также смазать движущиеся части в местах их соединения;

· проверить установку ограждений на муфтах сцепления и их крепление;

· проверить состояние сальников, нет ли перекоса грундбуксы и достаточно ли сальники набиты и затянуты;

· проверить наличие и исправность манометров на выкиде насоса и приемном трубопроводе;

· убедиться в наличие заземления насоса и электромотора;

· пользуясь специальным ключом закрыть задвижку на нагнетательном трубопроводе и открыть на приемном трубопроводе (если управление задвижками автоматическое – закрытие и открытие запорной арматуры необходимо производить путем нажатия кнопок «пуск» и «стоп» на пульте управления);

· произвести заливку насоса продуктом, воздух из насоса стравить через дренажную линию. Если насос установлен выше уровня перекачиваемой жидкости, заполнить его можно одним из следующих способов: а) открыванием вентиля на перепускной линии из нагнетательного трубопровода; при этом нужно отключить вакуумметр во избежание поломки; б) отсасыванием воздуха и паров из насоса и всасывающего трубопровода, для чего насос подключают к вакуум-насосу или эжектору; в) ручной заливкой через воронку; перед заполнением насоса должны быть открыты краники для спуска воздуха или паров из корпуса.

В зимнее время при длительных остановках насосов необходимо пускать их в работу после подогрева обвязки паром или горячей водой и пробной прокачки жидкости по трубам.

Запрещается прогревать обвязку насоса открытым источником огня.

Пуск насоса необходимо производить только при закрытой нагнетательной задвижке. Перед запуском убедитесь, что давление на приеме насоса соответствует режимным параметрам. Пуск насоса осуществляется нажатием кнопки «Пуск» на щите управления насосом.

После пуска насоса, как он набрал полное число оборотов и манометр покажет соответствующее давление, необходимо открыть кран у вакуумметра и постепенно открывать на напорном трубопроводе запорную задвижку и добиться получения требуемых подачи и напора, регулируя степень открытия задвижки.

Запрещается:

· работать при закрытой задвижке более 5 минут, так как это приводит к значительному нагреву жидкости в насосе;

· открывать быстро и полностью задвижку на нагнетательной линии, так как это может привести к срыву подачи жидкости;

· пускать насос в работу без предварительной его заливки продуктом, даже на очень короткое время;

· производить регулировку производительности и давления насоса задвижками на приемном трубопроводе.

После пуска следует дополнительно послушать и осмотреть насос: нет ли в нем постоянных стуков. Для нормальной работы насоса характерен почти бесшумный его режим.

Если все параметры насоса соответствуют режимным, его оставляют в работе, при этом на нем должна находиться табличка: «Агрегат в работе».

Дата добавления: 2015-04-03; просмотров: 9461;

Системы автоматического управления насосом

Управление работой насоса осуществляют по расходу или по давлению.
В первом случае в трубопровод устанавливают устройство называемое «прессконтроль» которое работает следующим образом:
1.

При открытии водоразборного крана у потребителя «прессконтроль» включает насос, который работает пока через прибор идёт поток воды от насоса к потребителю.
2. При выключении водоразборного крана течение воды через прибор прекращается и через 8-10сек «прессконтроль» отключает насос в скважине.
3. В момент отключения насоса давление в водопроводе равно максимальному давлению создаваемому скважинным насосом в данном месте водопровода.
4. В момент открытия водоразборного крана давление в «прессконтроле» падает до значения, при котором включается насос. Значение давления включения насоса 1,5-3атм. На некоторых приборах возможна регулировка давления.
Данное управление работой насосом приемлемо при малом количестве водопотребителей.

При управлении скважинным насосом по давлению необходим гидропневмоаккумулятор (гидробак) и реле давления с манометром. Гидробак подключается параллельно к водопроводу в месте подвода воды от скважины в дом. Реле давления с манометром можно установить на верхний штуцер гидробака, или на пятивыводной штуцер, с гидробаком в месте его подключения к трубопроводу.
Размер гидробака выбирают исходя из возможной частоты включения скважинного насоса (не чаще 20 вкл/мин). Регулировкой пружин реле давления устанавливают давления включения и отключения насоса. У обычных реле давления интервал между граничными давлениями составляет 1,5 атм ( например: вкл 2,0- выкл. 3,5 атм).
Для потребностей производств, когда требуется поддержание постоянного давления в сети водопровода, а также управления двумя или несколькими насосами используют устройства с частотным регулированием. Устройство поддерживает давление на заданном предустановкой уровне, управляя частотой вращения двигателя насоса, и соответственно, его производительностью необходимой для поддержания давления.

Пуск — центробежный насос

Cтраница 1

Пуск центробежных насосов производится следующим образом. Убедившись, что задвижка на нагнетательной линии насоса закрыта, заливают в него воду в том случае, если насос расположен выше бака, или открывают задвижку на всасе, если насос работает с подпором воды: затем пускают охлаждающую воду на подшипники и включают электродвигатель. Как только электродвигатель разовьет нормальное число оборотов, постепенно открывают задвижку да напорной линии и по манометру устанавливают нагрузку насоса.  

Пуск центробежного насоса производится обязательно при закрытой задвижке на нагнетательном трубопроводе — во избежание перегрузки двигателя. Затем медленным открыванием задвижки постепенно переводят насос на подачу жидкости в нагнетательный трубопровод.  

Пуск центробежных насосов осуществляется при закрытой задвижке на линии нагнетания. Нормальный ввод насоса в работу на полную производительность обеспечивается постепенным открытием задвижки. На линии нагнетания обязательна установка обратного клапана, так как при остановке обратный переток жидкости может вызвать поломку рабочего колеса насоса.

Центробежные насосы, в отличие от поршневых, не способны засасывать жидкость, в начале работы требуется их предварительно заливать; для этого их устанавливают ниже питающей емкости или снабжают устройством для залива.  

Пуск центробежного насоса производится следующим образом. После проверки наличия смазки в подшипниках, а также набивки сальников и их равномерной затяжки заливают насос и приемную трубу водой.  

Пуск центробежного насоса производится после предварительной его заливки жидкостью. Применяются три способа пуска центробежных насосов: 1) при закрытой напорной задвижке; 2) при открытой задвижке; 3) с одновременным включением на открытие задвижки.  

Пуск центробежного насоса производится при полностью открытых кране у манометра и вентиле на всасывающем трубопроводе. После пуска электромотора и достижения полного числа оборотов и соответствующего давления, открывают кран у вакуумметра и постепенно открывают вентиль на нагнетательном трубопроводе. Длительная работа насоса при закрытой задвижке на нагнетательном трубопроводе не допускается.  

Пуск центробежного насоса производят при открытом всасывающим и закрытом нагнетательном вентилях. После повышения давления до максимального значения постепенно открывают нагнетательный вентиль. Перед пуском проверяют наличие масла в опорных, упорных подшипниках и раствора в насосе, а также герметичность торцового сальника.  

Пуск центробежных насосов производят с закрытой нагнетательной задвижкой, так как в этом случае мощность Имеет минимальное значение. При закрытой нагнетательной задвижке насос не должен работать более 2 — 3 мин в связи с тем, что холостая работа насоса без жидкости приводит к выходу из строя сальникового уплотнения вала насоса, а у герметичного насоса — к выходу из строя подшипников и перегреву электродвигателя, так как смазка подшипников герметичных насосов осуществляется перекачиваемой жидкостью.

Пуск центробежного насоса на открытую задвижку и обратный клапан возможен на станциях, оборудованных обратными клапанами, при достаточно большом давлении за обратным клапаном, при достаточной пусковой мощности и требует специального расчета на гидравлический удар во всасывающих и напорных трубопроводах, возможность кавитационного срыва в работе насоса. Исключение могут составлять небольшие низконапорные насосные станции систем ирригации с короткими водоводами с сифонным водовыпуском. При достаточном запасе мощности электродвигателя пуск насосов на таких станциях может осуществляться на опорожненный от воды трубопровод.  

Пуск центробежного насоса на подтопленный обратный клапан при низком давлении за ним имеет другой характер. Первый этап пуска затягивается, агрегат набирает синхронную частоту вращения за 4 с. Режимная точка в момент синхронизации попадает в правую часть характеристики — зону с малым напором и значительным расходом. Вследствие инерции жидкости в сети происходит гидравлический удар, и давление у насоса повышается до73 — 104Па, что вообще говоря, близко к расчетному для данного типа насоса, но существенно больше давления в сети при работе одного насоса. Вода получает значительное ускорение, приводящее к отрицательному гидравлическому удару. Давление снижается до ( 10 — 15) 104 Па, насос выпадает из рабочей зоны характеристики далеко вправо. Кавитационный запас оказывается существенно меньше требуемого для таких подач.  

Пуск центробежных насосов на не подтопленный со стороны нижнего бьефа обратный клапан существенно осложняется рядом обстоятельств, приводящих к возможному увеличению гидравлического удара при подходе воды к обратному клапану. При наличии клапана выпуска воздуха перед обратным клапаном возрастает величина удара.  

Пуск центробежного насоса производится при заполненной полости водой. При этом напорная задвижка может быть закрыта, тогда двигатель запускается без нагрузки, а потом уже открывается задвижка. Однако пуск чаще производится при открытой задвижке. В этом случае не тратится время на открывание. Останавливать насос нужно после закрытия задвижки, иначе насос начнет работать в режиме турбины под действием тока жидкости.  

Перед монтажом насосов проверяют и подготавливают фундамент. Фундамент не должен иметь трещин, пустот и оголенной арматуры, что проверяется наружным осмо­тром. После наружного осмотра проверяются размеры фунда­мента, его высотные отметки, а также расположение относительно осей здания. Для этого краской или мелом на фундамент нано­сятся середины межцентровых расстояний колодцев под фунда­ментные болты.

После устранения обнаруженных дефектов фундамент прини­мается под монтаж. Подготовка к монтажу оборудования заклю­чается в разметке и подготовке мест установки подкладок. Под­кладки устанавливаются по обе стороны каждого колодца под фундаментные болты, а также под опорами насоса и двигателя в соответствии с формой фундаментной плиты. Места установки подкладок выравниваются зубилом;

По окончании подготовительных работ, связанных с проверкой и подготовкой фундамента, проводится ревизия (разборка и сборка) насоса, установка насоса и привода на фундамент, цен­трирование привода с насосом.

Ревизия насоса заключается в наружном осмотре, разборке и сборке, проверке всех деталей и измерении всех необходимых зазоров. При наружном осмотре проверяется наличие всех гаек, пробок, контрольных шпилек, отсутствие повреждений корпуса насоса, корпусов подшипников, арматуры и трубопроводов. Вручную проверяется легкость вращения ротора.

Проверка подшипников заключается в контроле по краске прилегания вкладышей подшипников скольжения к расточкам корпусов и к шейкам вала. Один из подшипников насоса фикси­рует положения ротора, т. е. является опорно-упорным, а второй подшипник для компенсации тепловых расширений является только опорным. В опорном подшипнике при ревизии проверяется зазор между галтелью вала и вкладышем подшипника (или между подшипником качения и расточкой корпуса).

При повышении температуры перекачиваемой жидкости величина осевого зазора в опорном подшипнике также увеличивается. Измеренный осевой зазор должен соответствовать зазору, указанному в паспорте насоса.

При сборке насоса на разъем корпуса укладывается новая прокладка из паронита или электрокартона либо разъем смазы­вается мастикой. После установки крышки проверяется легкость вращения ротора.

Далее проверяется положение насоса в горизонтальной пло­скости по уровню. Для этого снимаются крышки и верхние вкла­дыши подшипников, а уровень укладывается на шейки вала. Для насосов с подшипниками качения уровень устанавливается на полумуфте. Длинные роторы имеют заметный прогиб от соб­ственного веса, поэтому для крупных насосов уклоны на шейках вала должны быть примерно одинаковыми, и направлены в проти­воположные стороны. Регулировка горизонтальности осуществ­ляется подкладками.

По окончании выверки подкладки прихватываются электро­сваркой друг к другу и фундаментные рамы вместе с фундамент­ными болтами подливаются бетонной смесью. После затверде­вания подливки проводятся подтяжка фундаментных болтов и контрольная проверка центрирования насоса и двигателя. При необходимости исправление центрирования выполняется измене­нием толщины подкладок под опорами электродвигателя. После подливки фундаментной рамы осуществляется присоединение всасывающего и нагнетательного патрубков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *