Печи с изразцами

Печи с изразцами

Содержание

Отделка печи изразцами

Печь с красивой отделкой способна стать достойным украшением любого помещения. Лучшим материалом для отделочных работ с целью облагораживания печи являются изразцы.

Изразцовые камины http://vesta-ceramica.ru/kaminy/ смотрятся невероятно стильно и красиво, они в последние годы стали особенно актуальными при благоустройстве загородных домов.

Изразцы – это керамическая плитка, предназначена специально для облицовки печей.

Кроме декоративной функции изразцы выполняют еще одну важную роль – они значительно повышают полезный коэффициент печи, приблизительно на 80%.

Печи, облицованные изразцами, красивые, гигиеничные и простые в обслуживании. Облицовочный слой также перекрывает все швы, и этим повышает теплоотдачу печи. Укладывать изразцы следует одновременно с кладкой рядов печи. Такие строительные и отделочные работы требуют высокой квалификации, мастерства и опыта от специалиста.

Изразцы в последнее время стали самым востребованным материалом при облицовке печи, поскольку они обладают такими положительными свойствами:

  • наделяют конструкцию дополнительными тепловыми свойствами;
  • позволяют скрыть внешние дефекты конструкции, такие как трещины и зазоры;
  • исключают попадание в комнату угарных газов через трещины в печи.

Изразцы могут быть глазурованными, неглазурованными, фарфоровыми, фаянсовыми. Процесс облицовки печи изразцами напоминает собой укладку плитки.

На тыльной стороне облицовочного материала есть коробкообразная форма, которая называется румпой. Ее размеры немного меньше самого изразца. В стенках этой формы есть два отверстия, которые и предназначены для крепления облицовочного материала к печи.

К поверхности печи изразцы крепятся с помощью применения мягкой стальной проволоки и глиняного раствора. Между собой горизонтальные и вертикальные ряды изразцов соединяются плоскими стальными скобами. Сначала подготовленный материал укладывают насухо, затем замачивают его в воде.

Перед кладкой изразцов румпы необходимо заполнить глиняным раствором с кирпичным щебнем. Первыми следует ставить угловые изразцы, затем между ними смонтировать прямые, проверяя, чтобы все края тесно примыкали друг к другу. Пространство между изразцами и кирпичами, из которых выложена печь, заполнить глиняным раствором.

Результат будет гораздо лучше, если между отделочным материалом не будет швов. Если не удается этого достичь, желательно, чтобы они не превышали 1 мм.

Наружная отделка печей

Для придания печам хорошего внешнего вида их штукатурят или облицовывают. Перед штукатуркой печник должен убедиться, правильно ли составлен раствор.

Оштукатуривание поверхности печи начинают после полной их просушки. В зависимости от имеющихся материалов для оштукатуривания применяют следующие составы растворов (по объему):

  • 1 ч. гипса + 2 ч. извести + 1 ч. песка + 0,2 ч. асбеста;
  • 1 ч. глины + 1 ч. извести + 2 ч. песка + 0,2 ч. асбеста;
  • 1 ч. глины + 2 ч. песка + 0,1 ч. асбеста;
  • 1 ч. глины + 2 ч. песка + 1 ч. цемента + 0,1 ч. асбеста.

Нанесение раствора. Раствор наносят в два приема на горячую поверхность печи. Первый слой раствора жидкий, второй — более густой. Толщина штукатурки 6—8 мм и лишь для выравнивания отдельных впадин и неровностей допускается в этих местах толщина 10 мм.

Окраска. Оштукатуренные печи обтягивают плотной марлей в 2 слоя и окрашивают клеевой краской под цвет стен. Окрашивать масляными красками не рекомендуется, так как под воздействием высоких температур краска разлагается, олифа пригорает и в помещении распространяется неприятный запах.

Укрепление штукатурки. Добавка соли в раствор в небольших количествах 0,3-0,4 кг на 10 л раствора) укрепляет штукатурку на поверхности печи.

Просушка печей. После возведения печи в швах кладки и кирпиче остается значительное количество влаги, которую постепенно удаляют из массива печи путем просушки. Печь просушивают следующим образом: на колосниковой решетке разводят легкий огонь, который поддерживают в течение 1-1,5 ч, при этом топочная дверка, задвижка (вьюшка) и поддувальная дверка должны быть полностью открыты. Печь протапливают два раза в сутки до тех пор, пока наружные стены ее перестанут отпотевать и примут сероватую окраску, а на задвижке или вьюшке не будут появляться следы конденсата. Неправильная просушка вызывает образование трещин на поверхности печи и иногда приводит к их перекладке. Водяные пары, выделяемые при сушке печи, удаляют из помещения, открывая двери и форточки. Печь продолжают топить, увеличивая количество топлива. Дымовая труба остается открытой для удаления выделяющихся из кладки водяных паров. В зависимости от размеров печи сушка продолжается 3-7 дней.

Облицовка изразцами и цветными глазурованными плитками и оштукатуривание наружных поверхностей печей

Необлицованная кирпичная поверхность выглядит грубо и, кроме того, в расшитых швах скапливается пыль, что не допускается санитарно-гигиеническими нормами. Поэтому поверхность комнатных печей, сложенных из обыкновенного глиняного кирпича, как правило, облицовывают изразцами или глазурованными плитками, штукатурят или заключают печь в футляр из кровельной стали.

Рис. 21. Облицовка стен печи изразцами
1 — штырь; 2 — румп; 3 — скоба; 4 — скрутка проволоки

Порядок облицовки изразцами. Облицовку печи изразцами выполняют одновременно с кирпичной кладкой. Предварительно подбирают изразцы. Работу ведут в такой последовательности:

  • изразцы сортируют и подбирают по оттенкам во избежание пестроты зеркала;
  • на краях изразцов удаляют наплыв глазури, подрубают и притесывают кромки изразцов по одному размеру. При притеске следует исходить из того, что вертикальные швы должны быть возможно тоньше, горизонтальные — несколько толще (2-3 мм) во избежание неравномерного нажатия верхнего изразца на нижний при осадке печи. Изразцы, начиная с углов, подбирают и подгоняют насухо по всему горизонтальному ряду.

    Одновременно ведут кирпичную кладку основного массива печи;

  • когда окончательно подберут изразцы одного горизонтального ряда, их скрепляют между собой и кирпичной кладкой с помощью проволоки, скоб и штырей. Для этого сквозь отверстия в горизонтальных полках румп продевают вертикальный штырь из проволоки диаметром 4-5 мм, равный по длине изразцу, поэтому концы штырей выступают из румп изразцов;
  • выступающие вверху и внизу концы штырей и их середину связывают вязкой, скрученной из трех проволок. Концы вязки закрепляют в кирпичную кладку. Кроме того, для большей прочности и во избежание расхождения швов ребра румп скрепляют в горизонтальных и вертикальных рядах скобами из полосовой стали;
  • румпы изразцов тщательно и плотно заполняют кирпичным щебнем на глиняном растворе. Прослойка глины между щебенкой должна быть по возможности тоньше и меньше, чтобы при усыхании раствора не образовывались нетеплопроводные воздушные прослойки. Последние значительно понижают теплоотдачу печи;
  • при установке изразцов выверяют с помощью отвеса, угольника и правила вертикальность углов и швов печи. Исправлять дефекты облицовки нужно немедленно, пока еще не засохла глина;
  • швы с лицевой стороны печи должны быть чуть заметны. Этого достигают тщательной пригонкой и опиливанием кромок изразцов. Если пригонка не совсем удачна, швы расшивают мелом, разведенным в воде с яичным белком, или гипсовым раствором. Для печи средних размеров достаточно трех яичных белков. Вертикальные швы делают вразбежку или сплошными сверху донизу. Последний способ придает печи более красивый вид.

Облицовка цветными глазурованными плитками. Облицовывают печи также цветными глазурованными плитками. Боковые грани глазурованных плиток имеют на двух сторонах паз, а на двух других — гребень. Оборотная сторона плиток имеет насечки, чем достигается более прочное сцепление их с глиняным раствором.

Преимущества облицовки. Достоинства облицовки печи состоят в том, что поверхность печи, отделанную изразцами или глазурованными плитками, можно всегда содержать в чистоте. Кроме того, облицовка предохраняет от проникновения дымовых газов из печи в помещение.

СОВЕТЫ ПЕЧНИКУ. Если поверхность печи не отделывают изразцами и глазурованными плитками, то в процессе кладки необходимо следить за тем, чтобы наружные ее поверхности были выложены из кирпича правильной формы и однородного обжига, а также, чтобы была соблюдена симметрия в расположении и чередовании швов; последние делают особенно тонкими. Окончив кладку, стенки печи очищают и затирают сухим обыкновенным глиняным кирпичом для удаления с них пыли и комков приставшей глины. После этого швы расширяют, т. е. с помощью специальной расшивки придают им форму полу валика или наносят правильно расположенные линии швов, не всегда при этом совпадающие с действительным расположением швов в кладке.

Как называется облицованная изразцами комнатная печь?

Похожие вопросы

Как в России называли печь, облицованную изразцами?
  • К какому отряду (согласно систематике) принадлежит комнатная муха?
  • Какой художник из-за бедности топил своими картинами печь?
  • На гербе какого города изображена доменная печь?
  • Какие пироги не предлагала печь в мультфильме Вовка в Тридевятом царстве ?
  • Где разжигают огонь перед тем, как печь лаваш?
  • В какой праздник на Руси полагалось печь блины?
  • По-французски эта шахматная фигура называется дурак , а как она называется по-русски?
  • Как называется карточная игра, в которой одна из комбинаций называется сет ?
  • Высокая мужская шляпа с плоским верхом и небольшими полями называется цилиндром. А как называется складной цилиндр?
  • Как на русском языке называется страна, которая на финском языке и в наше время называется Венейей?
  • Как называется эта картина?
  • Как называется соцветие у пшеницы?
  • Как называется комедия Д. И. Фонвизина?
  • Как называется картина Рафаэля?
  • Как называется часть окружности?
  • Как иначе называется чабрец?
  • Как называется варенье из крыжовника?
  • Как называется рассказ Рэя Брэдбери?
  • Как называется эта картина Грабаря?

    Случайные вопросы

    Какая актриса исполнила главную роль в фильме Богатые тоже плачут ?
  • В каком из этих фильмов М. Пуговкин не играл милиционера?
  • В каком геологическом эоне мы живем?
  • Что принято считать сердцем самолета?
  • К какому типу парусных судов принадлежал флагман экспедиции Христофора Колумба к берегам Америки — Санта-Мария ?
  • Из какого языка произошло слово диспут ?
  • Через что прыгает прыгун в высоту?
  • Наиболее красивой отделкой печей и каминов считается их облицовка изразцами. Технология работ является сложной, и справиться с ней может только опытный печник. Но результат превосходит все ожидания. Изразцовые печи и камины – это настоящие произведения искусства, и в их сотворении участвует целая команда специалистов. К тому же, облицовка изразцами повышает эффективность обогрева и существенно повышает КПД.

    Что собой представляют изразцы

    Плитки коробчатой формы являются разновидностью кафеля. Их лицевая сторона бывает рельефной или гладкой, однотонной или расписной, покрытой прозрачной глазурью, непрозрачными эмалями или не имеющей покрытия. Тыльная сторона классического изразца представляет собой неглубокую коробку, называемую румпа. Она предназначена для крепления элемента к кладке печи или камина.

    Когда-то из глины делался оттиск в специальной деревянной форме, затем на гончарном круге оформлялась румпа. На заключительном этапе окончательно сформированный изразец обжигали в горне и вручную разрисовывали. В процессе производства участвовали:

    • резчики по дереву, изготавливавшие формы;
    • гончары, делавшие из глины будущие изразцы;
    • каменщики, принимавшие участие в обжиге изделий;
    • художники, расписывавшие каждый элемент в отдельности.

    В настоящее время изразцы для печей и каминов производят по усовершенствованным технологиям, но до сих пор существуют производства, где мастера изготавливают и расписывают изделия вручную. Стоимость такой продукции, конечно же, выше промышленных образцов.

    Стиль росписи изразцов может быть:

    • древнерусским;
    • фламандским;
    • голландским;
    • классическим;
    • модерн;
    • с восточными мотивами;
    • с детской тематикой и др.

    Фирмы по изготовлению изразцов имеют каталоги своей продукции, в которых размещены готовые коллекции или реалистичные эскизы, но заказчик всегда может предложить собственный вариант.

    Изразцовые печи и камины для усадьбы всегда были и будут показателем состоятельности хозяина. Но они способны не только подчеркнуть статус владельца. Изразцы, кроме декоративной, выполняют еще и защитную функцию, продляя срок службы кирпичной печи и повышая эффективность ее работы.

    Воздушная прослойка

    Многие путают жаростойкий кафель с изразцами. Но их основным отличием является отсутствие или наличие с тыльной стороны румпы. За счет нее между кирпичной кладкой и изразцами создается воздушная прослойка, отвечающая за равномерное распределение тепла по всей поверхности печных стен. В этом случае перегрева изразцов не происходит, а остывают они медленнее, чем кирпич.

    Даже при максимальном повышении температуры в печи, изразцы остаются безопасными при случайном прикосновении к ним детей или пожилых людей.

    Равномерность распределения горячего воздуха в воздушной прослойке обеспечивается за счет отверстий в румпе, основным предназначением которых является фиксация изразцов к кирпичной кладке и между собой при помощи печной проволоки. В данном случае получается удачное сочетание великолепной декоративной облицовки фасада печи или камина с невидимыми воздушными тоннелями с тыльной стороны.

    Преимуществом воздушной прослойки является предоставление возможности изразцам длительное время передавать окружающему пространству тепло даже после того, как дрова прогорели.

    Разновидности изразцов

    Изделия подразделяются на несколько групп, в зависимости от вида покрытия их лицевой поверхности. Они выпускаются:

    • глазурованными. В состав специальной глазури входят натуральные компоненты и пигменты различных цветов. При нагревании они не выделяют отравляющих веществ;
    • неглазурованными. На наружную поверхность не наносятся покрытия. Такие изразцы имеют второе название – терракотовые;
    • фарфоровыми или фаянсовыми. Лицевая сторона также имеет глазурованное покрытие.

    Различаются изразцы по форме и размерам, а также по месторасположению:

    • плоские, или рядовые, – укладываются на ровных поверхностях;
    • угловые – ставятся на углах;
    • фасонные – предназначаются для выпуклых, либо заостренных участков;
    • карнизные – монтируются на горизонтальных выступающих частях или на стыках с потолочной конструкцией;
    • цокольные – устанавливаются в качестве плинтусов или на внутренних углах.

    Как правило, в комплект поставки входят все перечисленные элементы. Но сложные изразцовые печи могут дополнительно комплектоваться:

    • полками;
    • венцами;
    • краями и полосами;
    • вьюшками, предназначенными для открытия-закрытия поддувал.

    Стандартными размерами изразцов считаются квадраты со сторонами 20 или 22см, либо прямоугольники 13х20,5см. толщина их стенки составляет пять сантиметров.

    Одна из специализаций художественно-производственной мастерской АНКО — проектирование и дизайн кафельных кафельных каминов и печей, включая изразцовые. В своих проектах мастерская использует кафли и изразцы своего собственного изготовления, а также печную керамику других керамических мастерских, мануфактур и фабрик, в том числе кафель Зайффарт (Seyffarth), Ренье (Regnier), Ясба (Jasba), Зоммерхубер (Sommerhuber), Кауфман (Kaufmann) и русские печные изразцы.

    Собственный ассортимент керамики включает около 400 коллекций гладкий и фасонных кафель. Они представлены практически всеми традиционными стилями: от ландхауса до ар деко и стиля 20-х годов. Возможно изготовление кафель и изразцов по эскизам заказчика. Варианты исполнения расписного декора включают как традиционные (каталоги насчитывают более 50 мотивных серий), так и и индивидуальные, в самой различной технике, включая майолику, полумайолику, псевдомайолику и порцелановую живопись.

    Печи изготавливают из разных материалов: камня, глины, металла, различных керамических изделий. Последнюю называют печной керамикой, а печи, построенные из неё, керамическими печами. Печная керамика является разновидностью архитектурной керамики и подразделяется на структурную, структурно-декоративную и декоративную. Нашей специализацией является прежде всего структурно-декоративная и декоративная печная керамика, которая называется кафелем. Кафель имеет на лицевой стороне определенный декор — рельефный или живописный. Он может состоять только из одной части — самой пластины (безрумповый кафель) или, чаще всего, двух частей — лицевой пластины и румпы — которая крепится с обратной стороны лицевой пластины.

    Кафель — это универсальный печной строительный материал. Его, если позволяет состав керамической массы и толщина, можно использовать в качестве стенок топок на лёгких печах. Он обладает хорошими огнеупорными, теплопроводными, теплоёмкими и теплоотражающими свойствами. В научно-популярной литературе и быту кафель также называют «печной изразец» или просто «изразец». Последние два названия не совсем корректны по нескольким причинам. Во-первых, «изразец» — это термин, применимый практически к любой декоративной архитектурной керамике, не только к печной. Во-вторых, в печном ремесле под печным изразцом понимают всего лишь определённую разновидность кафеля. Либо это безрумповый кафель в виде пластин, которые используются для облицовки горизонтальных плоскостей печи (кафельный изразец), либо кафель с рельефным ковровым декором (на четыре плитки) — изразцовый кафель. Соответственно, печи, изготовленные из кафеля с таким декором называются изразцовыми печами. Они являются разновидностью кафельных печей.

    Фасадные изразцы, в том числе и глазурованные, очень часто изготавливаются на тех же мануфактурах, что и печной изразец. Эта художественная керамика также может расписываться и иметь элементы с пластическим рельефным декором.

    Третий вид печной керамики — декоративная. Она включает керамические изделия, которые используются при изготовлении кафельных печей только в декоративных целях. Это в основном кафли из вспомогательной группы печного набора, относящиеся к неутилитарным (различные навершия печей, накладной рельефный декор и т.п.). Часто, когда говорят о печной декоративной керамике, имеют в виду и структурно-декоративную тоже. В этом случае термин «печная декоративная керамика» выступает как обобщающий для печной керамики, имеющей декор.

    Несколько слов о русских изразцовых печах (вернее, русских кафельных печах, поскольку печи с ковровым узором не составляют их подавляющее число). Они начинают широко распространяться в XVII веке (золотой век печной керамики в Европе) и представляют собой весьма интересное явление в этот период. Они развиваются в целом в рамках европейского печного искусства (не без влияния так называемой северо-германской школы), но, безусловно, отличаются самобытностью и с художественной точки зрения представляют большой интерес. К сожалению, сохранилось таких печей очень мало. Русские изразцовые печи XVIII века (русские многоярусные печи), хотя и уступают им, поскольку они уже, в отличие от печей XVII века, в основном расписные (живописный декор в печной карамике обычно ценится меньше, чем рельефный), относятся тем не менее к лучшим образцам отечественного и европейского печного искусства. В XIX веке (век в целом оказался кризисным для печного искусства во всех странах), однако, русские кафельные печи теряют свою самобытность и являют собой в большинстве своем несколько провинциальное подражание европейским образцам, которые в довольно больших количествах завозятся в страну. Импорт не сократил отечественного производства. Российский кафель был гораздо дешевле немецкого или шведского, но не мог конкурировать в качестве. А художественной самобытности уже не было. Были впрочем и взлеты. Безусловный интерес представляют работы Абрамцевской керамической мастерской С. Мамонтова. Изготовление кафеля — сложный и трудоемкий процесс. Как и в любом производстве, здесь много секретов. Передаются они из поколения в поколение, и там, где преемственность прерывается, производство умирает. Кафель создается целыми коллекциями — наборами, включающими столько элементов, сколько необходимо, чтобы облицевать печь или камин любой архитектуры. Размеры кафеля самые разные: от нескольких сантиметров до плит метровой величины.Самый распространенный размер на данный момент 22х22 см. Этот размер с начала прошлого века был принят в качестве международного стандарта. Также распространены размеры 20х25, 22х25, 22х28. Интересно, что кафель маленьких размеров, например 16,5х16,5 см, в Европе часто называют русским кафелем. Это связано с тем, что до революции много заказов из России (до революции она была крупнейшим импортером кафеля) поступало именно на этот размер: здесь для облицовки печей широко использовались карлажные изразцы с небольшим штегом, либо фасадные изразцы. К сожалению, коллекций русского кафеля в Европе сохранилось мало.

    Обычно коллекция кафеля насчитывает минимально четыре элемента: базовый (плитка полного размера), половинный, лизена (угловой элемент) и симс (карниз или бордюр). Существуют также многочисленные вспомогательные элементы: накрывные, доборы и пр.

    В качестве дополнительного декора выступают глазурь, роспись и накладные рельефы. В арсенале керамистов, занимающихся изготовлением кафеля, как правило, есть так называемые традиционные коллекции (уже трудно установить, когда они были впервые созданы), которые в идентичном виде встречаются у других керамистов, коллекции стилизации и коллекции индивидуальные. Большая редкость кафель, созданный только для одной печи, который больше не повторяется. По материалам книги «Кафельные печи и печная декоративная керамика», М., 2014 г.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *