Паровой котел дквр

Паровой котел дквр

Устройство и принципы работы ДКВр-10-13 ГМ

Котлы ДКВр — двухбарабанные, вертикально-водотрубные с экранированной топочной камерой и развитым конвективным пучком из гнутых труб. Топочная камера котлов производительностью до 10 т/ч включительно разделена кирпичной стенкой на собственно топку и камеру догорания, которая поможет повысить КПД котла за счет снижения химического недожога. Вход газов из топки в камеру догорания и выход газов из котла — асимметричные.

Установкой одной шамотной перегородки, отделяющей камеру догорания от пучка и одной чугунной перегородки, образующей два газохода, в пучках создается горизонтальный разворот газов при поперечном омывании труб. В котлах с пароперегревателем трубы размещаются в первом газоходе с левой стороны котла.

Барабаны котлов на давление 13 кгс/см2 изготавливаются из стали 16ГС ГОСТ 5520-69, внутренний диаметр 1000 мм при толщине 13 мм. Для осмотра барабанов и расположенных в них устройств, а также для чистки труб на задних днищах используются лазы; у котлов ДКВр-6,5 и 10 с длинным барабаном установлен лаз на переднем днище верхнего барабана. В котлах при шаге экранных труб 80 мм стенки верхнего барабана охлаждаются потоками пароводяной смеси, выходящими из труб боковых экранов и крайних труб конвективного пучка, что было подтверждено специальными исследованиями температуры стенки барабана при снижении уровня воды, а также многолетней практикой эксплуатации нескольких тысяч котлов. На верхней образующей верхнего барабана приварены патрубки для установки предохранительных клапанов, главного парового вентиля или задвижки, вентилей для отбора проб пара, отбора пара на собственные нужды (обдувку).

В водяном пространстве верхнего барабана расположена питательная труба, в паровом объеме — сепарационные устройства. В нижнем барабане размещаются перфорированная труба для продувки, устройство для прогрева барабана при растопке (для котлов производительностью 6,5 тонн в час и выше) и штуцер для спуска воды. Для наблюдения за уровнем воды в верхнем барабане устанавливаются два указателя уровня. На переднем днище верхнего барабана установлено два штуцера D=32х3 мм для отбора импульсов уровня воды на автоматику. Экраны и конвективные пучки выполняются из стальных бесшовных труб D=51×2,5 мм. Боковые экраны котлов размещают относительно друг друга на расстоянии 80 мм; шаг задних и фронтовых экранов равен 80-130 мм.

Опускные и пароотводящие трубы привариваются и к коллекторам и к барабанам (или к штуцерам на барабанах). При питании экранов из нижнего барабана для предотвращения попадания в них шлама концы опускных труб выведены в верхнюю часть барабана. Шамотная перегородка, отделяющая камеру догорания от пучка, опирается на чугунную опору, укладываемую но нижний барабан. Чугунная перегородка между первым и вторым газоходами собирается на болтах из отдельных плит с предварительным промазыванием стыков специальной замазкой или с прокладкой асбестового шнура, пропитанного жидким стеклом. Монтаж этой перегородки должен производиться очень тщательно, так как при наличии зазоров возможна перетечка газов из одного газохода в другой помимо пучка труб, что приведет к повышению температуры уходящих газов. В перегородке имеется отверстие для прохода трубы стационарного обдувочного прибора.

Очистка экранов и пучков выполняется через лючки на боковых стенках ручными переносными обдувочными приборами при давлении пара не выше 7-10 кгс/см2.

Площадки расположены в местах, где обслуживают арматуру и гарнитуру котла.

К площадкам котлов относят:

  • боковую площадку — для водоуказательных приборов;
  • боковую площадку — для предохранительных клапанов и запорной арматуры на барабане котла;
  • площадка на задней стенке котла — для доступа в верхний барабан при ремонте котла.

На боковые площадки ведут лестницы, а на заднюю площадку — вертикальный трап.

Для обеспечения технических нужд промышленных предприятий, выработки электричества, а также для возможности функционирования централизованных или автономных систем отопления и вентиляции используются паровые котлы высокого давления. В функцию оборудования входит генерация насыщенного пара в процессе сгорания того или иного типа топлива. На рынке присутствует достаточно много моделей агрегатов, отличающихся габаритами, мощностью и конструктивными особенностями. Паровые котлы ДКВр (или двухбарабанные котлы, вертикально-водотрубные, реконструированные) относятся к высокопроизводительному отопительному оборудованию, работающему на разных видах топлива.

Конструкция ДКВр

Устройство котлов высокого давления является достаточно сложным, что отражается на цене оборудования. Агрегаты состоят из двух барабанов:

  • нижнего – короткого;
  • верхнего – более длинного.

Оборудование имеет экранированный топочный отсек, камеру догорания (не везде), экранные и конвективные пучки труб. Для возможности их периодической или аварийной чистки днище корпуса оборудуется лазами, которые используются и при осмотре барабанов. Снаружи устанавливаются площадки, предназначенные для техобслуживания, и лестницы – для удобства подъема наверх. В конструкции котла присутствуют, также, питательные трубопроводы и перегородки, обдувочные установки и дымососы. Каждый базовый и дополнительный элемент выполняет свою функцию. Все они имеют определенное установочное место.

Естественная циркуляция в замкнутом контуре топливного водотрубного агрегата высокого давления происходит благодаря разной плотности перемещаемой пароводяной смеси в подъемных и воды в опускных трубах, согнутых определенным образом. Напор создается за счет неодинакового обогрева участков горячими газами. Вертикальными котлы называются потому, что трубы в конструкции размещаются под углом 25 градусов и более относительно горизонта. Подобные агрегаты имеют бо́льшее количество пучков и число труб в них, что отражается на увеличении общей площади нагрева. Такое конструкторское решение позволяет осуществлять выпуск котлов высокого давления без расширения объема барабанов.

Важной составляющей ряда парогенераторов высокого давления (производительностью до 10т/ч) является топочная камера, разделенная на два сегмента посредством кирпичной кладки:

  • топку;
  • камеру догорания, повышающую КПД.

В зависимости от модели, котлы комплектуются дополнительными элементами:

  • различными клапанами – предохраняющими, спускными, отборны́ми, питающими, и т.д.;
  • запорными вентилями;
  • продувочной арматурой;
  • штуцерами;
  • указателями уровня воды;
  • манометрами и другими измерительными приборами;
  • пароперегревателями.

В паровых котлах серии ДКВр имеется возможность работы в водогрейном режиме. Особенности их конструкции и технические характеристики позволяют поднимать давление в три раза – с 1,3 до 3,9МПа. В результате, температура перегретого пара может увеличиваться со 195 до 440 градусов по Цельсию. Оптимальная мощность выпускаемого оборудования находится в пределах 2,5…20т/ч. Цена ДКВр зависит от данного показателя и модели агрегата.

Эксплуатация паровых газовых котлов рассматриваемой модификации может осуществляться в разных климатических зонах, даже на Крайнем Севере.

Подробнее о некоторых комплектующих

Паровые котлы оборудуются:

  • защитной автоматикой – отсекает топливо при аварийных и внештатных ситуациях (отсутствие напряжения, угасание пламени, резкое отклонение от нормативного давления в любом из конструктивных узлов);
  • аварийной или предупредительной сигнализацией – световой и звуковой;
  • автоматической регулировкой уровня воды;
  • системой безопасного розжига – проверяет показатель герметичности клапанов;
  • контрольной автоматикой – следит за давлением пара и топлива;
  • автоматической настройкой соотношения топливо-воздух в топке.

Экранные и конвективные бесшовные трубы изготавливаются диаметром 51мм из стали. С котлом они соединяются посредством вальцованных соединений.

Специальные газо-мазутные горелки применяются в случаях раздельного использования топлива – либо газа, либо мазута. Они выпускаются в пяти типоразмерах, отличаясь мощностью и типом завихрителя – прямоточного или осевого.

Каждая горелка комплектуется двумя форсунками – основной и сменной. Дополнительный элемент задействуется лишь в случае чистки или установки новой форсунки.

Твердотопливные агрегаты высокого давления оборудуются золоуловителями:

  • механическими циклонного типа – блочными или батарейными;
  • работающими на основе ионизации – электрофильтры притягивают заряженные частицы;
  • мокрыми – удаление производится посредством воды.

Центробежный дымосос предназначается для твердотопливных котлов. Он устанавливается как внутри помещений, так и под уличными навесами. Оборудование в одностороннем направлении отсасывает из топки угарные газы. В функцию другого элемента – вентилятора – входит обеспечение противоположного действия – он принудительно подает воздух в топку, что содействует более продуктивному сжиганию топлива.

Топка для твердотопливных котлов мощностью до 10т/ч оборудуется ленточными пневмомеханическими питателями топлива, благодаря которым может производиться непрерывная загрузка угля на уже горящий слой. Она, также, комплектуется неподвижными решетками с поворотными колосниками. Для их управления, в конструкции котла предусматриваются специальные приводы, также как и для воздушных заслонок.

Принцип работы

После поступления воды в верхний барабан по входным коллекторам, происходит ее смешивание с находящейся внутри котловой водой, часть которой, в свою очередь, по циркуляционным трубам частично попадает в нижний барабан. Прогреваясь, вода поднимается, вновь оказываясь в верхнем барабане, но уже с паровой составляющей. Процесс происходит циклично.

Образующийся пар проникает в сепарационные механизмы котла, где происходит «отбор» влаги. В результате получается сухой пар, готовый к использованию. Он либо сразу отправляется в технологическую сеть, либо доводится до более высоких температур в пароперегревателе.

Процесс естественной циркуляции подчиняется законам физики. Дело в том, что вода имеет бо́льшую плотность по сравнению с пароводяной смесью. В связи с этим, первая жидкость всегда будет опускаться, а второе соединение – подниматься. В определенный момент пар отделяется и устремляется вверх, тогда как вода, благодаря гравитации, возвращается в исходное технологическое положение. Следует отметить, что в разных моделях число контуров циркуляции бывает различным.

До недавнего времени ДКВр изготавливались практически для любых типов топлива – газа и мазута, угля, древесных опилок и торфа. Но сегодня некоторые их них заменили новыми, более современными моделями:

  • КЕ – предназначается для твердого топлива;
  • ДЕ – работает на газо-мазутном топливе.

Но на многих предприятиях в эксплуатации до сих пор находятся проверенные годами паровые агрегаты ДКВр. На вторичном рынке можно купить б/у котлы в хорошем состоянии и по доступной цене, которые наверняка прослужат еще достаточно длительный период.

КОТЕЛ ДКВр 10-13.

1. коллектор бокового экрана

2. опускная труба бокового экрана(необогреваемые)

3. коллектор фронтового экрана

4. продувка переодическая

5. фронтовой экран

6. опускные и подъемные трубы фронтового экрана

7. указатели уровня воды

8. главный котловой манометр

9. подвод питательной воды

10. предохранительный клапан(пружинный клапан или грузовой)

11. главный парозапорный вентиль(задвижка ( ГПЗ))

12. паропровод подачи пара на собственные нужды

13. верхний барабан

14. трубы конвективного пучка (опускные и подьемные ))конвективные трубы) опускными трубами будут, последние трубы конвективного пучка по ходу дымовых газов (tра дымовых газов меньш)е, подьемные- первые.

15. нижний барабан

16. перепускные трубы(3 шт)

17. трубы заднего экрана( задний экран)

18. коллектор заднего экрана

19. боковой экран (экранные трубы)

20. горелка

22. лаз

23. лючки

24. воздушник

25. непрерывная продувка

26. камера догорания

27. топка

28. шамотная перегородка

29. шамотная перегородка

30. чугунная перегородка.

31. к экономайзеру

32. и 33 –1 и 2 газоход

1 — верхний барабан 17 — воздушник
2 — опускные и подъемные трубы конвективного пучка 18 — ввод химреагентов
3 — нижний барабан поднят на 2.5м 19 — ввод питательной воды (рабочий и резервный)
4 — перепускные трубы (3 шт) 20 — главный парозапорный вентиль (или задвижка);
5 — коллектор заднего экрана 21 — предохранительный клапан (пружинный или рычажно-грузовой)
6 — трубы заднего экрана (подъемные) 22 — паропровод подачи пара на собственные нужды
7 — опускные трубы (необогреваемые)(боковые) 23 — общий паропровод собственных нужд котла;
8 — перепускная труба бокового экрана 24 — обдувочный аппарат;
9 — боковой коллектор 25 — обмуровка;(изоляция)
10 — экранные трубы 26 – торкрет;
11 — опускные трубы фронтового экрана 27 — легкоплавкие пробки (сплав 90% свинец, 10% олово; tnл>300 С);
12 — фронтовой коллектор 28 — непрерывная продувка
13 — подъёмные трубы фронтового экрана 29 — периодическая продувка
14 — лаз 30 — трубопровод для спуска воды из котла
15 — указатель уровня воды 31 — паропровод для прогрева нижнего барабана.
16-маномегр (измеряет избыточное давление пара???)

торкрет- изоляция верхнего барабана со стороны топки выполнено из фасонного (шамотного) кирпича.

Кратко:

1. Паровой.

2. ДКВр 10-13 — двухбарабанный котел вертикально-водотрубный реконструированный, паропроизводительность — 10 т/ч, избыточное давление пара — 13 кгс/см2.

3. Типа Е — естественная циркуляция воды в котле. За счёт разности плотностей воды в опускных трубах, пароводяной смеси — в подъёмныx трубах котла.

4. Основные элементы: топка, 2 барабана, 4 коллектора, система труб. Топка камерного типа, экранирована; барабаны: верхний;L=6325мм, d=l000мм, =1Змм; и нижний-L=3000мм, d= 1000мм, =1Змм;Коллекторы: фронтовой, задний, 2 боковых — левый, правый; трубная система: конвективный пучок (трубы между верхним и нижним барабанами, трубы в барабаны вальцованы), опускные, подъёмные трубы (между верхним барабаном и коллекторами), пререпускные (между нижним барабаном и боковыми, задним коллекторами).

5. Топочных экранов — 4:фронтовой, задний, 2боковых — левый, правый.Образуются экраны экранными трубами (они же подъёмные трубы в контурах циркуляции воды), соединяющими верхний барабан и коллекторы (вальцовка, сварка).

6. Одна ступень испарения. Непрерывная продувка ведётся нижнего барабана (на старых котла выпуска до 1985 года была с верхнего барабана). Периодическая — со всех нижних точек котла (4 коллектора -+нижний барабан, всего 5 точек продувки).

7. 5 контуров циркуляции воды в котле: конвективный пучок, фронтовой контур (экран), задний, 2 боковых — левый, правый.

8. Движение дымовых газов горизонтальное с поворотами. Повороты создаются установкой 3-х перегородок- 2-х кирпичных: шамотной стенки и шамотной(кирпичная) перегородки и одной металлической: чугунной перегородки.

Обдувка конвективного пучка, аппарат расположен на задней стенке котла с ручным или электроприводом.

10.Обмуровка обычно кирпичная, тяжелая, отдельно стоящая.

11 .КПД котла: на газе — 92%; на мазуте – 80-88%

Подробно:

КОНСТРУКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОТЛОВ ТИПА ДКВР-10-13

Внутренний диаметр верхнего и нижнего барабанов 1000 мм
Толщина стенки барабанов 13 мм
Длина цилиндрической части: (верхней) 6310 мм
нижнего барабана 3000 мм
Диаметры:
передних опускных труб 159×4,5 мм
экранных и кипятильных труб 51×2,5 мм
КПД котла:
газ 91,8%
мазут 89%
Количество конвективных труб 508 Д51×2,5 мм
ст.10, ст.20
Диаметр нижних коллекторов 219×8 мм
Шаг между трубами заднего и фронтового экранов 130 мм
Шаг между трубами боковых экранов 80 мм

Соединение труб методом вальцовки

1)до 2) после

Угол 11-12 0 h=9-15 мм

h- высота

Вальцовка обеспечивает герметичность соединения трубы с барабаном котла не нарушая структуры и стенку барабана.

ЦИРКУЛЯЦИОННЫЕ КОНТУРЫ ДКВР-10-13

Котел имеет одноступенчатую схему испарения, 5 циркуляционных контуров: конвективный пучок, два боковых экрана, задний и фронтовой экраны.

1. Конвективный пучок:

верхний барабан ~> опускные трубы конв. пучка -» нижний барабан -> подъемные трубы конв. пучка -> верхний барабан.

2. Задний экран:

нижний барабан -> перепускные трубы -> коллектор заднего экрана —> подъемные трубы заднего экрана -> верхний барабан.

3. Два боковых экрана:
боковой экран:

нижний барабан -> перепускная труба и опускная труба из верхнего барабана —> коллектор бокового экрана -> подъемные трубы бокового эк­рана -> верхний барабан

.Фронтовой экран

верхний барабан -> опускные трубы фронтового экрана -> коллектор фронтового экрана —> подъемные трубы фронтового экрана -> верхний ба­рабан.

ДВИЖЕНИЕ ДЫМОВЫХ ГАЗОВ ДКВР-10-13

Выход дымовых газов из топки справа вверху, из котла — в верхнем левом углу.

Обмуровка тяжелая:

Слой шамотного кирпича

Слой красного кирпича — толщина 2,5 кирпича.

Для обеспечения равномерного обогрева экранных труб при розжиге котла вначале включается левая горелка, затем правая.

При выключении — левая горелка выключается последней.

1) топочная камера

2) верхний барабан;

3) манометр;

4) предохранительный клапан;

5) питательные трубопроводы;

6) сепарационное устройство;

7) легкоплавкая пробка;

8) камера догорания;

9) перегородка;

10) кипятильный пучок труб;

11) трубопровод непрерывной продувки;

12) обдувочное устройство;

13) нижний барабан;

14) трубопровод периодической продувки;

15) кирпичная стенка;

16) коллектор.

КОНСТРУКЦИЯ КОТЛОВ ДКВР-2,5 ДКВР-4, ДКВР-6,5

Оба барабана диаметром 1000 мм. Боковые топочные экраны и кон­вективный пучок из труб 51×2,5 мм. В барабаны трубы ввальцованы, к коллекторам приварены.

Верхний: барабан соединен с коллекторами экранных труб двумя от­пускными трубами Д = 127мм, которые размещены в передней Стенке об­муровки котла. Одновременно эти трубы служат опорой верхнего бараба­на.

Нижний барабан соединен с коллекторами экранных труб перепуск­ными трубами Д = 76мм.

Трубы боковых экранов имеют шаг 80 мм.

1. верхний барабан (1000 мм)

2. нижний барабан (Д = 1000мм)

3. коллекторы боковых экранов (два) Д = 219мм.

4.опускные (слабообогреваемые) трубы конвективного пучка(51х2,5мм)

5. подъемные трубы конвективного пучка(51×2,5 мм).

6. обдувочный аппарат

7. экранные трубы Д = 51×2,5 мм

8. обмуровка

9. опускные трубы Д= 127 мм.

10. паропровод

11. перепускная труба (для улучшения питания коллекторов водой).

12. шамотная перегородка с окном в правом верхнем углу для про­
хода дымовых газов.

ЦИРКУЛЯЦИОННЫЕ КОНТУРЫ

Один конвективный и два боковых экрана контура

I. Конвективный контур:

— верхний барабан —> слабообогреваемые трубы конвективного пучка -> нижний барабан -> подъемные трубы конвективного пучка -> верхний барабан

II. верхний барабан -> отпускные трубы -> коллектор бокового
экрана -> экранные трубы -> верхний барабан.

III. циркуляция во втором боковом экране аналогично.

Для устранения затягивания пламени в конвективный пучок и уменьшения химнедожога топочная камера разделена на две топочные части шамотной перегородкой; топку и камеру догорания. В конвективном газоходе две перегородки: шамотная и чугунная.

Производственная инструкция по обслуживанию котельной.

— основной документ согласно которому должен действовать персонал котельной. В ней оговариваются общие правила и конкретные действия персонала в той или иной ситуации.

Приведенная инструкция является примером типовой инструкции операторов котельной. Инструкция дается каждому оператору лично в руки, под роспись.

Основные пункты производственной инструкции оператора газифицированной котельной:

  • Порядок допуска оператора к работе
  • Права и обязанности оператора котельной
  • Допуск посторонних лиц в котельную разрешен только в сопровождении начальника котельной по разрешению администрации.
  • Запрещено заниматься посторонним видом деятельности на дежурстве.
  • Розжиг котла осуществляется только с письменного распоряжения начальника котельной.

Подготовка к розжигу парового котла

  • Необходимо убедиться в отсутствии в топке котла и газоходов людей и посторонних предметов.
  • Проверить исправность обмуровки котла и дымоходов.
  • Проверить состояние взрывных предохранительных клапанов.
  • Проверить исправность предохранительных клапанов (методом подрыва).
  • Проверить состояние гарнитуры котла.
  • Опробовать приводы воздушных заслонок дымососов и вентиляторов.
  • Проверить наличие естественной тяги в топке.
  • Проверить исправность дымососа и вентиляторов.
  • Проверить состояние гарнитуры котла.
  • Проверить исправность трубопроводов присоединенных к котлу.

    Убедиться в отсутствии заглушек на тробопроводах.

  • Проверить исправность запорной арматуры на трубопроводах котла (питательный, продувочный).
  • Проверить исправность и включение в работу водоуказательных стекол.
  • Проверить исправность контрольно измерительных приборов.
  • Проверить работоспособность автоматики регулирования.
  • Проверить исправность автоматики безопасности.
  • Убедиться в работоспособности резервного питательного насоса.
  • Закрыть запороный вентиль на паропроводе.
  • Открыть воздушники на верхнем барабане парового котла.
  • Закрыть краны на дренажных линиях.
  • Закрыть кран на линии непрерывной продувки.
  • Убедиться в наличии воды в деаэраторе.
  • Заполнить водой эконамайзер.
  • Открыть кран на питательной линии.
  • Заполнить котел питательной водой.(Для парового котла уровень воды должен быть между нижним допустимым уровнем и верхнем допустимым уровнем, чуть выше среднего значения.
  • Убедиться что уровень воды в котле не снижается.
  • Закрыть кран на питательной линии.

Подготовка к розжигу водогрейного котла

  • Проверить состояние гарнитуры котла.
  • Проверить исправность трубопроводов присоединенных к котлу. Убедиться в отсутствии заглушек на тробопроводах.
  • Проверить исправность контрольно измерительных приборов.
  • Проверить исправность автоматики безопасности.
  • Проверить исправность сетевых насосов.
  • Закрыть краны на дренажных линиях.
  • Открыть задвижку на входной линии котла.
  • Открыть задвижку на выходной линии котла.
  • Открыть воздушники. Дождаться, когда из воздушников устойчиво пойдет вода и закрыть их.
  • Убедиться в наличии циркуляции воды через котел. Давление воды на входе должно быть выше чем на выходе.
  • Убедиться в отсутствии утечки воды из котла.
  • Заполнить систему водой с помощью подпиточного насоса.
  • После создания давления в системе, порядка 2,5 кгс/см2 включить циркуляционный насос.

  • Сделать в журнале запись о подготовке котла к розжигу.
  • Розжиг котла производится по письменному распоряжению начальника котельной.

Розжиг парового котла:

  • Убедиться в заполненности котла водой.
  • Произвести проверку герметичности запорной арматуры. Результаты проверки записать в сменный журнал.
  • Парозапорный вентиль на котле должен быть закрыт.
  • Кран на линии непрерывной продувки должен быть закрыт.
  • Кран на питательной линии котла должен быть закрыт.
  • Открыть кран на сгонной линии.
  • Воздушкники на паровом котле должны быть открыты.
  • Произвести вентиляцию топки и газоходов.
  • Проверить исправность водоуказательных стекл.
  • Проверить исправность предохранительных клапанов (методом подрыва)
  • Растопка котла производится при минимальной нагрузке.
  • Растопка котла производится при минимальной нагрузке.
  • Закрыть воздушники после того как из них устойчиво пойдет пар.
  • При давлении пара в 3 кгс/см2 еще раз проверить исправность водоуказательных стекл, проверить предохранительные клапана методом подрыва.
  • Выполнить периодическую продувку котла.

Розжиг водогрейного:

  • При растопке водогрейного котла следить за давлением и температурой на входе и выходе.
  • Следить за расходом воды через котел. (по расходомеру)

  • Результат розжига записать в сменный журнал.
  • В процессе работы котла необходимо следить за состоянием котла, за исправностью автоматики безопасности, за контрольно-измерительными приборами.
  • Необходимо соблюдать режим работы котла в соответствии с режимной картой и температурным графиком.
  • Контролировать работу горелок. Горение должно быть полным и устойчивым.
  • Необходимо контролировать работу насосов, дымососов и вентиляторов.
  • Периодически контролировать температуру и состав отходящих газов.

Работа парового котла:

  • Необходимо поддерживать нормальный уровень воды в паровом котеле, обеспечить равномерное питание котла водой.
    Уровень воды должен находиться у горизонтальной оси верхнего барабана.
  • Произвести периодическую продувку один раз в смену.
  • Необходимо контролировать работу экономайзера. Контролировать давление и температуру воды на входе и выходе экономайзера. Произвести запись в сменный журнал не реже одного раза в смену.

Работа водогрейного котла:

  • В прцессе работы котла необходимо следить за температурой воды на входе и выходе водогрейного котла.
    Вода в котле не должна закипать
  • Следить за давлением на входе и выходе водогрейного котла.

  • Запрещается оставлять котельное оборудование без наблюдения до прекращения горения топлива и остывания котла.
  • Должна производиться по письменному распоряжению начальника котельной.
  • Плановая остановка котла осуществляется с постепенным снижением нагрузки на горелки.
  • Отключить непрерывную продувку.
  • Подачу газа перекрыть при минимальной нагрузке.
  • При устойчивом повышении давления пара в котле приоткрыть предохранительные клапаны.
  • В случае повышения температуры воды в экономайзере открыть сгонную линию.
  • Провентилировать топку и газоходы- 10 — 20 минут.
  • После завершения вентиляции отключить дымосос и вентилятор, напраявляющие должны быть закрыты.
  • На водогрейном котле отключить циркуляцию воды можно тогда, когда температура воды на входе и выходе будет одинаковой..
  • Котел должен быть под наблюдением до полного остывания.
  • Сведения о плановой остановке котла записать в сменный журнал.

Спуск воды из котла:

  • Спуск воды из котла производится по письменному распоряжению начальника котельной.
  • Открыть воздушники и запорное устройство на дренажной линии и произвести спуск воды из котла.
  • Аварийная остановка произодится сразу, без постепенного снижения нагрузки
    и без письменного разрешения начальника котельной.

Аварийная остановка парового котла:

  • Погасание пламени на горелке.
  • В случае неисправности предохраниетельного клапана.
  • Погасание пламени на горелке.
  • Выход из строя всех питательных насосов парового котла.
  • Поднятие давление барабане котла выше допустимого уровня на 10 % с продолжением нарастания.
  • Снижение уровня воды в верхнем барабане ниже нижнего допустимого уровня.
  • Повышение уровня воды в верхнем барабане выше верхнего допустимого уровня.
  • Отказ в работоспособности всех водоуказателей уровня воды.

Аварийная остановка водогрейного котла:

  • Повышение давления воды на выходе водогрейного котла выше допустимого.
  • Снижение давления воды на выходе водогрейного котла ниже допустимого.
  • Повышение температуры воды на выходе водогрейного котла до значения на 20 0С ниже температуры кипения (в соответствии с рабочим давлением воды).

  • Неисправность автоматики безопасности.
  • Отключение электроэнергии.
  • Пожар в котельной. При пожаре персонал должен действовать согласно данной инструкции и плану ликвидации и локализации аварийных ситуаций.
  • Сделать запись в сменном журанале о времени и причине аварийной остановки котла.
    Доложить начальнику котельной.
  • Осмотреть все оборудование находящееся в работе, а так же в резерве и в ремонте.
  • Просмотреть все записи в журнале с момента последнего дежурства
  • Выяснить текщую ситуацию в котельной в устной форме.
  • Сделать запись в журнал о принятии смены.
  • Обслуживающий персонал котельной несет ответственность за нарушение требований производственной инструкции в соответствии с требованиями внутреннего трудового распорядка — материальную, административную и в соответствии с законодательством РФ.

Устройство и принцип работы парового котла ДКВР

турбины P-110-13,0/1,5:

—————- РОТОР —————-

Масса: 872546907.5165

Объем: 872546907.5165

Ограничивающая рамка: X: -10899.7701 — -7286.6294

Y: -1310.1361 — -249.1217

Z: -530.5072 — 530.5072

Центр масс: X: -9199.0975

Y: -779.6289

Z: 0.0000

Моменты инерции: X: 5.8844E+14

Y: 7.4420E+16

Z: 7.4950E+16

Ц/беж. мом. инерции: XY: 6257803867318657

YZ: 0.0088

ZX: 0.0996

Радиусы инерции: X: 821.2113

Y: 9235.2969

Z: 9268.1460

Главные моменты и направления X-Y-Z относительно центра масс:

I: 5.8083E+13 вдоль

J: 5.8226E+14 вдоль

К: 5.8226E+14 вдоль

—————- ОТВЕРСТИЕ —————-

Масса: 35582806.4113

Объем: 35582806.4113

Ограничивающая рамка: X: -6797.4205 — -3252.1503

Y: -835.8084 — -722.0786

Z: -56.8649 — 56.8649

Центр масс: X: -5017.6170

Y: -779.2848

Z: 0.0000

Моменты инерции: X: 2.1666E+13

Y: 9.3315E+14

Z: 9.5476E+14

Ц/беж. мом. инерции: XY: 1.3914E+14

YZ: -0.0001

ZX: -0.0007

Радиусы инерции: X: 780.3092

Y: 5120.9996

Z: 5179.9538

Главные моменты и направления X-Y-Z относительно центра масс:

I: 56842756168.0119 вдоль

J: 3.7296E+13 вдоль

К: 3.7296E+13 вдоль

Паровой котел серии ДКВр

ДКВр — Двухбарабанный Котел Вертикально — водотрубный Реконструированный

Назначение котлов

Паровые котлы ДКВр-2,5; ДКВр-4; ДКВр-6,5 и ДКВр-10 с газомазутными топками — двухбарабанные, вертикально-водотрубные предназначены для выработки насыщенного или слабоперегретого пара, идущего на технологические нужды промышленных предприятий, в системы отопления, вентиляции и горячего водоснабжения.

История

Паровые котлы ДКВр начали выпускаться с середины 50-х годов ХХ века. Первым их производство освоил Бийский котельный завод. В настоящее время производство котлов ДКВр освоено предприятиями Промышленной группы «Генерация». Причем, были учтены конструктивные недостатки, присущие котлам производства ОАО «БиКЗ», применены новые технологии производства, что позволило повысить качество продукции. Соединения трубной системы котла ДКВр с барабаном вальцованные, а не сварные, что повышает ремонтопригодность и надежность котла. Использование автоматизированных комплексов сварки позволяет изготавливать и предлогать потребителю барабаны ДКВр высокого качества.

Схема котла ДКВр

Преимущества парового котла ДКВр перед другими паровыми котлами.

• Широкий диапазон регулирования производительности (от 40 до 120% от номинала) позволяет использовать котел с максимальной эффективностью и значительно экономить затраты на теплоэнергоснабжение.
• Возможность перевода с одного вида топлива на другой.
• Разборная конструкция котла позволяет устанавливать их в существующих котельных, не разрушая стены и быстро подключить к уже существующим системам.
• Надежная гидравлическая и аэродинамическая схемы работы котла обеспечивает высокий КПД-до 91%
• Возможность перевода котла в водогрейный режим.
• Конструкция котла позволяет использовать под заказ различные варианты комплектации КИПиА, в том числе автоматизированными горелками.
• Низкий уровень затрат на эксплуатацию и обслуживание.
• Котлы ДКВР производства промышленной группы «Генерация» обладают повышенной надежностью. Ресурс работы котлов около 25 лет, заводская гарантия — 2 года
• При заказе котла с монтажом и пусконаладочными работами предоставляется скидка 7-10%
• Соединения трубной системы котла ДКВр с барабаном вальцованные, а не сварные, что повышает ремонтопригодность и надежность котла.
• Использование автоматизированных комплексов сварки позволяет изготавливать барабаны ДКВр высокого качества.

Эксплуатационные параметры котла ДКВр:

Многочисленные испытания и длительный опыт эксплуатации большого числа котлов ДКВР подтвердили их надежную работу на пониженном, по сравнению с номинальным, давлении. Минимальное допустимое давление (абсолютное) для котлов ДКВР-2,5; 4; 6,5; 10 равно 0,7 МПа (7 кгс/см 2). С уменьшением рабочего давления КПД котлоагрегата не уменьшается, что подтверждено сравнительными тепловыми расчетами котлов на номинальном и пониженном давлениях. Элементы котлов рассчитаны на рабочее давление 1,4 МПа, безопасность их работы обеспечивается установленными на котле предохранительными клапанами.

С понижением давления в котлах до 0,7 МПа комплектация котлов экономайзерами не изменяется, так как в этом случае недогрев воды в питательных экономайзерах до температуры насыщения пара в котле составляет более 20 С, что удовлетворяет требованиям правил Госгортехнадзора.

Технические характеристики котлов серии «ДКВр»

ПОКАЗАТЕЛЬ ДКВР-2,5-13ГМ ДКВР-4,0-13ГМ ДКВР-6,5-13ГМ ДКВР-10-13ГМ ДКВР-20-13ГМ
Паропроизводительность, т/ч 2,5 4,0 6,5
Давление пара, МПа ( кгс/см2) 1,3(13) 1,3(13) 1,3(13) 1,3(13) 1,3(13)
Температура пара, С
Поверхность нагрева котла, м3: — радиационная — конвективная — общая 17,7 73,6 91,3 21,4 116,9 138,3 27,9 197,4 225,8 47,9 229.1 227,0 51,3 357,4 408.7
Объем котла, м3: — паровой — водяной 1,57 4,00 2,05 5,55 2,55 7,80 2,63 9,11 1,80 10,5
Расход топлива , кг/ч : — газа — мазута 210 200 310 320 550 700 840 1060 2060 1960
Расчетный КПД, %: — газ — мазут 90 88,8 90 88,8 91 89,5 91 89,5 92 90
Габаритные размеры,мм: — длина — ширина — высота 4120 3200 4343 5410 3430 4345 6520 3830 4345 6860 3830 6315 9775 3215 7660
Масса, кг

Устройство и принцип работы парового котла ДКВР

Конструктивная схема котлов серии ДКВР, паропроизводительностью до 10 т/ч одинаково независима от используемого топлива и применяемого топочного устройства.

Котел имеет верхний длинный и нижний короткий барабаны, расположенные вдоль оси котла. Котлы имеют экранированную топочную камеру и развитый кипятильный пучок из гнутых труб. Для устранения затягивания пламени в пучок и уменьшения потерь с уносом и химическим недожогом топочная камера котлов ДКВР-2,5; ДКВР-4; ДКВР-6,5 делится шамотной перегородкой на две части: собственно топку и камеру догорания. На котлах ДКВР-10 камера догорания отделяется от топки трубами заднего экрана. Между первым и вторым рядами труб котельного пучка всех котлов также устанавливается шамотная перегородка, отделяющая пучок от камеры догорания.

Внутри котельного пучка имеется чугунная перегородка, которая делит его на первый и второй газоходы и обеспечивает горизонтальный разворот газов в пучках при поперечном омывании труб.

Вход газов из топки в камеру догорания и выход газов из котла – асимметричные. При наличии пароперегревателя часть кипятильных труб не устанавливается; пароперегреватели размещаются в первом газоходе после второго – третьего рядов кипятильных труб.

Котлы имеют два барабана – верхний (длинный), нижний (короткий) и трубную систему.
Для осмотра барабанов и установки в них устройств, а также для чистки труб на днищах имеются овальные лазы размером 325×400мм.

Барабаны внутренним диаметром 1000 мм на давление 1,4 МПа изготавливаются из стали 16ГС или 09Г2С и имеют толщину стенки 13 мм. Экраны и кипятильные пучки котлов выполняются из стальных бесшовных труб.

Все котлы снабжены внутрибарабанными паросепарационными устройствами для получения пара. Котлы ДКВР-2,5, ДКВР-4 и ДКВР-6,5, поставка которых может осуществляться одним транспортабельным блоком и в разобранном виде, имеют опорную раму сварной конструкции, выполненную из стального проката.
Котлы ДКВР-10 опорной рамы не имеют. Неподвижной, жестко закрепленной точкой котла является передняя опора нижнего барабана. Остальные опоры нижнего барабана и камер боковых экранов выполнены скользящими. Камеры фронтового и заднего экранов крепятся кронштейнами к обдувочному каркасу. Камеры боковых экранов крепятся к опорной раме.

Для удаления отложений шлама в котлах имеются торцевые лючки на нижних камерах экранов, для периодической продувки камер имеются штуцеры, диаметром 32×3 мм.
Пароперегреватели котлов типа ДКВР, расположенные в первом по ходу газов газоходе, унифицированы по профилю для котлов одинаковых давлений и отличаются для котлов разной производительности лишь числом параллельных змеевиков.

Пароперегреватели – одноходовые по пару, обеспечивают получение перегретого пара без применения пароохладителей. Камера перегретого пара крепится к верхнему барабану, одна опора этой камеры делается неподвижной, а другая – подвижной.

Циркуляционная схема котлов ДКВР

Питательная вода поступает в верхний барабан по двум питательным линиям, откуда по последним рядам труб конвективного пучка поступает в нижний барабан. Питание экранов производится необогреваемыми трубами из верхнего и нижнего барабанов. Фронтовой экран котла ДКВР-10 питается водой из опускных труб верхнего барабана, задний экран — опускных труб нижнего барабана. Пароводяная смесь из экранов и подъемных труб пучка поступает в верхний барабан.

КИПиА ДКВр

Котел снабжен контрольно-измерительными приборами и необходимой арматурой. На котлах ДКВР устанавливается следующая арматура:
• предохранительные клапаны
• манометры и трехходовые краны к ним
• рамки указателей уровня со стеклами и запорные устройства указателей уровня
• запорные вентили и обратные клапаны питания котлов
• запорные вентили продувки барабанов, камер экранов, регулятора питания и пароперегревателя
• запорные вентили отбора насыщенного пара( для котлов без пароперегревателей)
• запорные вентили для отбора перегретого пара( для котлов с пароперегревателями)
• запорные вентили на линии обдувки и прогрева нижнего барабана при растопке котлов ( для котлов ДКВР-10)
• вентили для спуска воды из нижнего барабана
• запорные вентили на линии ввода химикатов
• вентили для отбора проб пара.

Для котлов серии ДКВР-10 поставляются также запорный и игольчатый вентили для непрерывной продувки верхнего барабана.
На газоходах котлов устанавливается чугунная гарнитура.

Комплектация паровых двухбарабанных водотрубных котлов ДКВР:

ПОКАЗАТЕЛЬ ДКВР-2,5-13 ГМ ДКВР-4-13ГМ ДКВР-6,5-13ГМ ДКВР-10-13ГМ ДКВР-20-13ГМ
Вид топлива Газ, мазут Газ, мазут Газ, мазут Газ, мазут Газ, мазут
Экономайзер: -чугунный — стальной ЭБ2-94И БВЭСI-2 ЭБ2-142И БВЭСII-2 ЭБ2-236И БВЭСIII-2 ЭБ1-330И БВЭСIV-1 ЭБ1-646И —
Воздухоподогреватель
Вентилятор ВДН-8 ( 1500) ВДН-10(1000) ВДН-9(1500) ВДН-11,2(1000) ВДН-12,5 (1000)
Дымосос ДН-9 (1000) ДН-9(1000) ДН-9(1000) ДН-10(1500) ДН-13(1500)
Горелка: — газомазутная — газовая* ГМГ-1,5М ГМГ-2М(2шт) МДГГ-250 ГМГ-4М(2шт) МДГГ-400 (1шт); МДГГ-250 (2шт) ГМГ-4М(2шт) МДГГ-400(2шт). ГМГ-5М(3шт) МДГГ-500(3шт) МДГГ-800(2шт)
Поставка (блоком, россыпью и т.д) блок, россыпь блок, россыпь блок, россыпь россыпь россыпь

Для комплектации котлов ДКВР-2,5; 4; 6,5; 10 при сжигании газа и мазута применяются двухзонные вихревые газомазутные горелки типа ГМГ . С целью экономии топлива, улучшения параметров пара котлы комплектуются микродиффузионными газовыми горелками МДГГ с блоком автоматизированного управления АльфаXXI.

Микродиффузионные газовые горелки серии МДГГ:

Горелка газовая блочная укомплектована современной газовой арматурой , обеспечивающей безопасную высокоэффективную работу котла. В конструкции горелки используются лучшие качества кинетического и диффузионного механизма сжигания топлива, что обеспечивает высокие параметры короткого факела и экономию газа до 70% в сравнении с традиционными горелками.

Преимущества горелок серии МДГГ:

• малый коэффициент избытка воздуха
• экологическая чистота процесса горения
• малое аэродинамическое сопротивление
• устойчивость процесса горения
• короткий факел
• высокая равномерность температурного поля в топочном пространстве
• высокий коэффициент регулирования;

Поставка котлов ДКВр

Поставка котлов ДКВр может осуществляться «россыпью». Изготовитель производит упаковку мелких узлов и деталей в ящик, а более крупные собираются в отдельные пакеты или связки. Котлы могут перевозится железнодорожным, автомобильным и водным транспортом. Возможна отдельная поставка ремкомплектов ДКВр и барабанов ДКВр.

Котлы ДКВР

Типоразмеры котлов типа ДКВР

Условное обозначение парового котла ДКВР означает — двухбарабанный котел, водотрубный, реконструированный. Первая цифра после наименования котла обозначает паропроизвоДительность, т/ч, вторая — избыточное давление пара на выходе из коТла, кгс/см2 (для котлов с пароперегревателями — давление пара за пароперегревателем), третья — температуру перегретого пара, °С. Типоразмеры таких котлов приведены в табл. 5.

Котлы ДКВР применяются при работе как на жидком, газообразном, так и на разлитых видах твердого топлива. Вид используемых топочных устройств вносит определенные коррективы в компоновочные решения. Для работы на каменных и бурых углях, грохоченых антрацитах марок АС и AM применяются полумеханические топки типа ПМЗ-РПК — топки с пневмомеханическими забрасывателями и решеткой с поворотными колосниками; механические топки типов ПМЗ-ЛРЦ, ПМЗ-ЧЦР и ЧЦР — топки с пневмомеханическими забрасывателями с обратным ходом колосникового полотна ленточного и чешуйчатого типов. Для работы на древесных отходах котлы комплектуются топками системы Померанцева.

Работа котлов на фрезерном топливе обеспечивается предтопками системы Шершнева. Кусковой торф сжигается в котлах, обрудованных шахтными топками или топками с решетками типа РПК (решетками с поворотным колосником).

Схемы компоновок котлов типа ДКВР с различными топочными устройствами приведены на рис. 7, массы и габаритные размеры котлов с различными топочными устройствами приведены в табл. 6.

Первая строка — котлы с насыщенным паром, вторая — с перегревом: до 250 °С — котлы ДКВР 4-13; 6,5-13, 10-13; 20-13; 20-23; 10-23 (помеченных *); до 370 °С — котлы ДКВР-6,5-23 и 10-23; до 440°С- котлы ДКВР-10-39.

Техническая характеристика котлов типа ДКВР приведена в табл. 7.

Конструктивная схема котлов типа ДКВР паропроизводительностью 2,5; 4; 6,5 и 10 т/ч

Конструктивная схема котлов типа ДКВР паропроизводительностью 2 5- 4; 6,5 и 10 т/ч одинакова независимо от используемого топлива и применяемого топочного устройства (рис. 8).

Котлы ДКВР имеют верхний длинный и нижний короткий барабаны, расположенные вдоль оси котла. Барабаны соединены развальцованными в них гнутыми кипятильными трубами, образующими развитый конвективный пучок. Перед конвективным пучком расположена экранированная топочная камера. Трубы боковых экранов завальцованы в верхнем барабане, нижние концы экранных труб приварены к нижним коллекторам.

Топочная камера для исключения затягивания пламени в конвективный пучок и уменьшения потерь с уносом и химическим недожогом разделяется шамотной перегородкой на собственно топку и камеру догорания. В котлах производительностью 10 т/ч перед шамотной перегородкой установлен задний экран. Камера догорания отделяется от конвективного пучка шамотной перегородкой, устанавливаемой между первым и вторым рядами кипятильных труб, вследствие чего первый ряд труб конвективного пучка является одновременно и задним экраном камеры догорания. Внутри конвективного пучка устанавливается чугунная перегородка, разделяющая его на первый и второй газоходы. Вход топочных газов в конвективный пучок и выход их из котла выполнены асимметрично. В котлах с перегревом пара пароперегреватель устанавливается в первом газоходе после второго-третьего рядов кипятильных труб. Необходимое для размещения пароперегревателя место (при неизменных размерах котла) обеспечивается отказом от установки части кипятильных труб.

Питание боковых экранов водой осуществляется из нижних коллекторов, куда вода поступает по опускным трубам из верхнего барабана и одновременно по соединительным трубам из нижнего барабана.

Такая схема подвода воды в коллекторы повышает надежность работы котла при пониженном уровне воды и способствует уменьшению отложений шлама в верхнем барабане.

В котлах без пароперегревателей при отсутствии особых требований к качеству пара и солесодержании котловой воды до 3000 мг/л, а также в котлах с пароперегревателем при солесодержании котловой воды До 1500 мг/л применяется сепарационное устройство, состоящее из жалюзи и дырчатых листов.

Барабаны котлов типа ДКВР на 1,3 и 2,3 МПа (13 и 23 кгс/см2) изготовляются из низколегированной стали 16ГС и имеют одинаковые диаметры 1000 мм, толщина стенки барабанов котлов с рабочим давлением 1.3 МПа (13 кгс/см2) — 13 мм, котлов с рабочим давлением 2,3 МПа (23 кгс/см2) — 20 мм. Барабаны котлов оснащены лазовыми затворами, расположенными на задних днищах барабанов.

На котлах паропроизводительностью 6,5 и 10 т/ч с одноступенчатым испарением, работающих с давлением 1,3 и 2,3 МПа (13 и 23 кгс/см2), лазовые затворы устанавливаются также и на передних днищах верхних барабанов. По нижней образующей верхних барабанов всех котлов устанавливаются две легкоплавкие пробки, предназначенные для предупреждения перегрева стенок барабана под давлением. Сплав металла, которым заливают пробки, начинает плавиться при упуске воды из барабана и повышении температуры его стенки до 280-320 °С. Шум пароводяной смеси, выходящей через образующееся в пробке отверстие при расплавлении сплава, является сигналом персоналу для принятия экстренных мер к останову котла. Завод-изготовитель применяет в легкоплавких пробках сплав следующего состава: свинец С2 или СЗ по ГОСТ 3778-56 — 90%; олово 01 или 02 по ГОСТ 860-60 — 10+ 2%. Колебания температуры плавления сплава допускаются в пределах 240-310 °С.

Ввод питательной воды выполнен в верхний барабан, в водяном пространстве которого она распределяется по питательной трубе. Для непрерывной продувки на верхнем барабане устанавливается штуцер, на котором смонтирована регулирующая и запорная арматура. В нижнем барабане устанавливаются перфорированная труба для периодической продувки и трубы для прогрева котла паром при растопке.

Гибы труб экранов и конвективного пучка выполнены с радиусом 400 мм, при котором механическая очистка внутренней поверхности шарошками не представляет затруднений. Механическая очистка труб конвективного пучка и экранов производится из верхнего барабана. Камеры экранов очищаются через торцевые лючки, устанавливаемые на каждой камере. Камеры котлов типа ДКВР изготовляются из труб диаметром 219X8 мм для котлов с рабочим давлением 1,3 МПа (13 кгс/см2) и диаметром 219 X 10 мм — давлением 2,3 МПа (23 кгс/см2). Конвективные пучки выполняются с коридорным расположением труб. Камеры, экранные и конвективные трубы котлов типа ДКВР изготовляются из углеродистой стали марок 10 и 20. В табл. 8 приведена конструктивная характеристика котлов типа ДКВР.

Пароперегреватели котлов типа ДКВР унифицированы по профилю и отличаются друг от друга для котлов разной производительности числом параллельных змеевиков. Располагают пароперегреватели в первом газоходе. Для изготовления пароперегревателей применяются трубы диаметром 32X3 мм из стали 10. Камеры пароперегревателей выполняются из трубы диаметром 133X5 мм для котлов с рабочим давлением 1,3 и 2,3 МПа (13 и 23 кгс/см2). Входные концы труб пароперегревателя крепятся в верхнем барабане вальцовкой, выходные концы труб приваривают к камере (коллектору) перегретого пара. При рабочем давлении 1,3 и 2,3 МПа (13 и 23 кгс/см2) пароперегреватели выполняются одноходовыми по пару без пароохладителя. Температура перегрева пара при сжигании различных топлив может колебаться не выше 25 С.

Очистка наружных поверхностей нагрева от загрязнений в котлах типа ДКВР осуществляется обдувкой насыщенным или перегретым паром с давлением перед соплами 0,7-1,7 МПа (7-17 кгс/см2), допускается применять для этой цели сжатый воздух. Для обдувки применяются стационарные обдувочные приборы и переносные, используемые для очистки экранов и пучков труб от золовых отложений через обдувочные лючки.

Транспортабельные котлы (паропроизводительностью 2,5; 4; 6,5 т/ч) устанавливаются на сварной опорной раме. Котлы ДКВР-10-13 высокой компоновки опорной рамы не имеют. Температурные перемещения элементов котла относительно неподвижной опоры, которой является передняя опора нижнего барабана, обеспечиваются подвижными опорами камер боковых экранов и нижнего барабана.

В котлах паропроизводительностью 10 т/ч камеры фронтового и заднего экранов крепятся кронштейнами к обвязочному каркасу, камеры боковых экранов крепятся к специальным опорам. Во всех котлах верхние барабаны не имеют специальных опор, нагрузка от них через трубы конвективного пучка и экранов воспринимается опорами нижнего барабана и коллекторов.

Котлы типа ДКВР не имеют силового каркаса, в них применяется обвязочный каркас, который в котлах с облегченной обмуровкой используется для крепления обшивки. В блочно-транспортабельных котлах паропроизводительностью 10 т/ч на давление 1,3; 2,3; 3,9 МПа (13, 23, 39 кгс/см2) с короткими верхними барабанами применено двухступенчатое испарение с установкой во второй ступени выносных циклонов. Применение циклонов позволяет уменьшить процент продувки и улучшить качество пара при работе на питательной воде с повышенным солесодержанием. Вторая ступень испат рения включает часть труб боковых экранов. В конвективный пучок вода поступает из верхнего барабана через обогреваемые трубы последних рядов труб самого пучка и через нижний барабан. Питание второй ступени испарения осуществляется из нижнего барабана. Вода из выносных циклонов поступает в нижние коллекторы экранов, а пар — в верхний барабан, где очищается вместе с паром первой ступени испарения, проходя через жалюзи и (дырчатый) перфорированный лист. Устойчивость работы циркуляционных контуров боковых экранов обеспечивается применением рециркуляционных труб диаметром 51 мм.

Котлы типа ДКВР могут быть использованы в качестве теплофикационных. Оптимальными схемами для этих целей признаны: применение стандартного включенного в циркуляцию котла бойлера (теплообменника), размещенного над котлом, и установка бойлера отдельно от котла. Перевод котлов на водогрейный режим приводит к интенсивной коррозии поверхностей нагрева как с газовой, так и с водяной стороны. В этом случае корродируют не только трубные поверхности нагрева, но и поверхности барабанов, особенно при работе на топливе, содержащем серу.

Конструктивные особенности котлов ДКВР-20

Котлы ДКВР-20 поставляются тремя транспортабельными блоками (передний и задний топочные блоки и блок конвективного пучка) в облегченной обмуровке, состоящей из слоя легковесного шамота и нескольких слоев изоляционных вулканитовых и совелитовых плит, и металлической обшивке. Верхние и нижние концы труб топочных экранов приварены к коллекторам, что обеспечивает указанную разбивку на блоки. Однако такое решение из-за увеличения сопротивления циркуляционного контура потребовало ввести необогреваемые рециркуляционные трубы для получения необходимых скоростей циркуляции. Блок конвективного пучка включает верхний и нижний барабаны одинаковых размеров (по длине и диаметру) и трубный пучок.

В котлах применена двухступенчатая схема испарения (последовательное питание части циркуляционных контуров), позволяющая расширить диапазон используемых для питания природных вод при ограниченных объемах верхнего барабана. Первая ступень испарения включает конвективный пучок, фронтовой и задний экраны, а также боковые экраны заднего топочного блока. Боковые экраны переднего топочного блока включены во вторую ступень испарения. Сепарационными устройствами второй ступени испарения являются выносные циклоны центробежного типа. Циркуляционные контуры второй ступени испарения замыкаются через выносные циклоны и их опускные трубы; первой ступени испарения — через опускную часть конвективного пучка. Питание циркуляционного контура второй ступени испарения осуществляется из нижнего барабана в выносные циклоны.

На рис. 9 показаны схемы соединений ступений испарения по водяной стороне, применявшиеся в котлах ДКВР-20-13. При двухсторонней схеме питания (рис. 9, а) каждый циклон соединяется с нижним барабаном, непрерывная продувка осуществляется из каждого циклона. Такая схема питания при неравномерной нагрузке боковых экранов и непрерывном режиме работы котла связана с возникновением перетоков из второй ступени испарения в первую и, как следствие, к снижению солевой кратности между ступенями.

В односторонней (последовательной) схеме питания второй ступени испарения (рис. 9, б) выносные циклоны подключаются последовательно к нижнему барабану. Непрерывная продувка предусматривается только из левого, последнего по ходу воды циклона. Комбинированная (кольцевая) схема питания (рис. 9, в) представляет развитие последовательной схемы, заключающееся в присоединении левого циклона к нижнему (в) барабану. Такая схема имеет большие запасы надежности по сравнению с приведенными выше; в случае от,клонения от нормального режима эксплуатации при периодической продувке не происходит резкого снижения уровня воды в выносных циклонах. На котлах с двухсторонней и последовательной схемами питания выносных циклов завод-изготовитель рекомендует выполнить необходимые работы по переходу на комбинированную схему.

Особенностью конструкии котлов ДКВР-20 является то, что водяной объем контуров второй ступени испарения составляет 11% водяного объема котла, а их паропроизводительность 25-35%. Это связано с тем, что при возможных нарушениях режима работы котла уровень воды во второй ступени испарения снижается значительно быстрее, чем в первой. Циркуляционная схема котла приведена на рис. 10.

Питательная вода по питательным трубопроводам 15 поступает в верхний барабан 16, где смешивается с котловой водой. Из верхнего барабана по последним рядам труб конвективного пучка 18 вода опускается в нижний барабан 17, откуда по подпиточным трубам 21 направляется в циклоны 8. Из циклонов по опускным трубам 26 вода подается к нижним камерам 24 боковых экранов 22 второй ступени испарения, пароводяная смесь поднимается в верхние камеры 10 этих экранов, откуда поступает по трубам 9 в выносные циклоны 8, в которых разделяется на пар и воду. Вода по трубам 31 опускается в нижние камеры 20 экранов, отсепарированный пар по перепускным трубам 12 отводится в верхний барабан. Циклоны соединены между собой перепускной трубой 25.

Экраны первой ступени испарения питаются из нижнего барабана. В нижние камеры 20 боковых экранов 22 вода поступает по соединительным трубам 30, в нижнюю камеру 19 заднего экрана по другим трубам. Фронтовой экран 2 питается из верхнего барабана — вода поступает в нижнюю камеру 3 по опускным трубам 27.

Пароводяная смесь отводится в верхний барабан из верхних камер 10 боковых экранов первой ступени испарения по пароотводящим трубам 28, из верхней камеры 11 заднего экрана трубами 29, из верхней камеры 7 фронтового экрана трубами 6. Фронтовой экран имеет рециркуляционные трубы 5.

В верхней части парового объема верхнего барабана установлены жалюзийные сепарационные устройства с дырчатыми (перфорированными) листами. В верхнем барабане (в водяном объеме) установлен корытообразный направляющий щит. Для изменения направления движения потока пароводяной смеси, выходящей из промежутка между стенками барабана и направляющим щитом, над верхними кромками направляющего Щита установлены продольные отбойные козырьки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *