Масляный шестеренчатый насос

Масляный шестеренчатый насос

Область применения

Высокая производительность и надежность, простота в обслуживании и компактность, приемлемая цена и продолжительный срок службы сделали масляный насос востребованным во многих сферах. С его помощью перекачивают и транспортируют:

  • синтетические жидкости, растворители и щелочи;
  • минеральные масла;
  • нефтепродукты, в том числе дизельное топливо, битум и мазут;
  • сиропы, мед и шоколад;
  • растительные масла и животные жиры;
  • парафин;
  • шампуни и кремы;
  • жидкое стекло;
  • компоненты для лаков и красок, в том числе пигменты.

Рабочая жидкость не должна иметь механических примесей и вызывать коррозию, но она может относиться к группам легкозастывающих и тягучих составов. В этом случае выбирают более производительное оборудование.

Масляный насос устанавливают в двигателях внутреннего сгорания. Он способствует своевременной смазке поверхностей, оберегая их от опасных трений.

В машиностроении шестеренчатые насосы интегрируют в элементы машин. Они функционируют совместно с рабочими узлами, одновременно смазывая их. Для отдельных отраслей производственной сферы выпускают модели с нагревателями. Они способны перемещать горячие битумные мастики, имеющие температуру до 110-120 градусов, расплавленный парафин и т.д.

Для возможности осуществления технологических процессов в целлюлозной промышленности масляные насосы встраиваются в станки. Они перекачивают растворы, используемые в производстве химических нитей. Причем делают это в требуемых пропорциях.

Область применения рассматриваемого насосного оборудования довольно широка. Поэтому перечисление можно продолжать бесконечно долго.

Особенности конструкции

Шестеренчатый насос, предназначенный для перекачки масла и других тягучих жидкостей, имеет металлический корпус (чугун, сталь, бронза, сплавы алюминия), в котором на разных валах могут располагаться две и более цилиндрические шестерни, напоминающие в разрезе зубчатые колеса. Одна из них, связанная с валом электродвигателя, является ведущей, а другие, сколько бы их ни было, — ведомыми.

После подключения к электросети, шестеренчатый масляный насос активизирует ведущую шестерню. Она, в свою очередь, приводит в движение ведомые элементы, входя с ними в плотное сцепление посредством зубьев. В результате вращения происходит всасывание перегоняемой жидкости извне и ее дальнейшее вытеснение в направлении напорной магистрали. При этом обратный сброс исключается благодаря направленным усилиям и клапану, расположенному на подающем трубопроводе.

Любой насос для масла шестеренчатого типа имеет ограничения по верхнему пределу вязкости транспортируемой среды. Данный показатель зависит от всасывающей способности оборудования и мощности двигателя, поставляемого в комплекте. Нижний предел вязкости связан со смазывающей способностью транспортируемой жидкости.

Нередко использование масла с малой текучестью в системах с мощными двигателями требуется для облегчения режимов эксплуатации масляных насосов.

Равномерность подачи масла прямо пропорционально зависит от числа зубьев на рабочих колесах. Но их большое количество оказывает влияние на производительность оборудования.

Она, к сожалению, снижается. Избежать непредвиденных ситуаций поможет правильный выбор шестеренчатого насоса с учетом конкретных условий производства. Одни процессы требуют быстроты, а другие – постоянства.

Увеличить производительность и эффективность перекачки вязких жидкостей можно за счет многоступенчатых насосов или большего числа шестерен, расположенных в одном корпусе вокруг ведущего колеса. Кроме того, производители стараются расширить функциональность оборудования путем добавления опций:

  • установки дополнительных клапанов;
  • оборудования шестерней элементами обогрева.

Шестеренчатый насос может подлежать ремонту в случае выхода из строя конструктивных элементов. И хотя данный фактор является одним из преимуществ оборудования, далеко не все присутствующие на рынке модели поддаются разборке. Данная проблема касается литых корпусов.

Варианты зацепления шестерен

Две шестерни насоса для масла имеют разные диаметры и располагаются одна в другой. Зубья внешнего (ведущего) элемента размещаются на внутренней поверхности колеса, а ведомого – на наружной. За счет эксцентричного размещения шестерней внутри корпуса, их плотное сцепление происходит не по всему ободу, а частично. С противоположной стороны зазор получается значительным. Здесь устанавливается конструктивная деталь в виде стального полумесяца, на которую опирается ведомая шестерня. Подобное расположение колес при вращении создает необходимое давление, благодаря которому происходит всасывание перегоняемой жидкости внутрь корпуса и вытеснение ее в напорную магистраль.

Данный вид сцепления подразумевает наличие двух рабочих колес одинакового размера, расположенных в одном корпусе, но на разных валах. Шестерни вращаются в разных направлениях, перемещая жидкость, оказавшуюся между зубьями, из всасывающей полости в нагнетательную. Такой насос способен перекачивать различные масла и вязкие составы под большим давлением. Его стоимость ниже предыдущих моделей, а конструкция проще и надежнее.

Насосы с наружным зацеплением шестерен менее компактны, а потому их установка не всегда возможна.

Требования к монтажу, эксплуатации и обслуживанию

Располагать насос для перекачки масла и вязких жидкостей следует в местах, доступных для периодического осмотра. Его установка может быть горизонтальной или вертикальной, с погружением или без погружения в масло. Все зависит от модели и условий эксплуатации оборудования.

При подсоединении насоса к приводу используются эластичные муфты. Обязательным этапом является выполнение центровки. Игнорирование данного требования приведет к быстрому выходу оборудования из строя.

Не допускается изменять направление вращения вала насосного агрегата. Оно отмечено на корпусе стрелкой. Систему следует защитить от возможных перегрузок, в обязательном порядке установив требуемые предохранительные клапаны. Необходимая информация по данному вопросу указывается в инструкциях к оборудованию и технической документации.

Определенные правила касаются монтажа трубопроводов – нагнетающих и всасывающих. Они не должны иметь резких изгибов, только плавные. Уплотнения на входе и выходе делаются максимально надежными. Это поможет избежать всасывания в корпус насоса воздуха.

Включать шестеренчатый насос без залитого внутрь масла нельзя, так как его конструкция не предусматривает работу в сухом режиме. Оборудование мгновенно придет в негодность.

При эксплуатации насосов в замкнутой системе, замену масла требуется производить каждые полгода. От его качества и чистоты зависит продолжительность работы агрегата.

Виды шестеренных насосов

Многообразие насосов для масла связано с разными техническими характеристиками, материалами изготовления и назначением оборудования. На рынке присутствует продукция отечественных и зарубежных производителей. Среди них наиболее часто встречаются такие марки как:

  • VISCOMAT;
  • NOVAX;
  • ADAM PUMPS;
  • MARINA;
  • BENZA;
  • PRESSOL;
  • CALPEDA;
  • MON;
  • FAM;
  • НМШ.

Одни из них перекачивают только чистое моторное или турбинное масло, другие предназначаются для блендирования масла с присадками, в третьих возникает потребность при транспортировке горячих смесей, а четвертые нужны для бесшумной подачи топочного мазута. Отдельные виды шестеренчатых насосов скачивают жидкость из цистерн, а для герметичных систем выпускаются модели с двойным торцевым уплотнением или магнитной муфтой.

Весь этот далеко не полный перечень говорит о том, что универсальных шестеренчатых насосов практически не бывает. В каждой отрасли есть свои особенности и характеристики тягучих жидкостей, которые приходится перекачивать или использовать в рабочем цикле. Из этого следует вывод – чтобы оборудование служило долго и надежно, не требуя постоянного ремонта, подбирать его нужно осмысленно.

Масляный насос предназначен для создания давления в системе смазки, и тем самым обеспечить смазку движущихся частей двигателя внутреннего сгорания. В системе смазки с сухим картером масляный насос дополнительно выполняет функцию перекачки масла из картера двигателя в масляный бак.

Масляный насос приводится в действие от коленчатого вала или распределительного вала с помощью приводного вала.

По характеру управления масляные насосы разделяются на нерегулируемые и регулируемые. Нерегулируемые насосы поддерживают постоянное давление в системе смазки с помощью редукционного клапана. В регулируемых насосах постоянное давление поддерживается путем изменения производительности насоса. В зависимости от конструкции различают масляные насосы шестеренного и роторного типа.

Масляный насос шестеренного типа представляет собой две шестерни – ведущую и ведомую, размещенные в корпусе. Масло в насос поступает через всасывающий канал, захватывается шестернями и нагнетается в систему через нагнетательный канал. Производительность шестеренного насоса пропорциональна частоте вращения коленчатого вала. При превышении давления нагнетаемого масла определенной величины срабатывает редукционный клапан и перепускает часть масла во всасывающую полость или непосредственно в картер двигателя.

Различают два вида конструкций шестеренных насосов:

  1. шестеренный насос с наружным зацеплением (шестерня около шестерни);
  2. шестеренный насос с внутренним зацеплением (шестерня в шестерне).

При равной производительности шестеренный насос с внутренним зацеплением имеет меньшие габаритные размеры. Масляные насосы шестеренного типа являются нерегулируемыми.

Масляный насос роторного типа объединяет два ротора – внутренний (ведущий) и внешний (ведомый), которые помещены в корпус. Масло всасывается в насос, захватывается лопастями роторов и нагнетается в систему. Также как в шестерном насосе, при необходимости срабатывает редукционный клапан. Указанную конструкцию имеет нерегулируемый роторный насос.

Более совершенной конструкцией является регулируемый масляный насос роторного типа, который обеспечивает постоянное давление во всем диапазоне частоты вращения коленчатого вала.

Для реализации функции регулирования давления в конструкцию роторного насоса добавлен подвижный статор с регулировочной пружиной. Регулирование производится путем изменения объема полости между ведущим и ведомым роторами за счет поворота статора.

Применение регулируемого масляного насоса позволяет снизить величину отбираемой мощности от двигателя (в среднем на 30%), износ масла благодаря меньшей оборачиваемости, вспенивание масла.

Принцип работы регулируемого роторного насоса

При увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя увеличивается потребность в масле и соответственно происходит падение давления в системе. С падением давления регулировочная пружина сдвигает статор, который в свою очередь изменяет положение ведомого ротора. Соответственно увеличивается объем всасывающей полости и повышается производительность насоса.

При уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя, уменьшается расход масла и повышается давление в системе. За счет повышения давления сжимается регулировочная пружина, которая перемещает статор и изменяет положение ведомого ротора. Это приводит к уменьшению объема всасывающей полости и снижению производительности насоса.

Зубчатый насос

Cтраница 1

Зубчатый насос с рабочими органами в виде шестерен, обеспечивающих геометрическое замыкание рабочей камеры и передающих крутящий момент.  

Зубчатые насосы, называемые также шестеренчатыми, работают следующим образом ( рис. V-16): две плотно сцепляемые и достаточно широкие зубчатки с минимальными зазорами, заключенные в кожух, вращаются в противоположные стороны. Жидкость, отжимаемая зубцами в сторону стенок кожуха, переносится ( выталкивается) со стороны всасывания в сторону нагнетания. Обратно жидкость практически перенесена быть не может, так как между зубчатками обеспечивается плотное сцепление.  

Зубчатые насосы, называемые также шестереночными, работают следующим образом ( рис. 90): две плотно сцепляемые и достаточно широкие зубчатки с минимальными зазорами, заключенные в кожух, вращаются в противоположные стороны. Жидкость, отжимаемая зубцами в сторону стенок кожуха, переносится ( выталкивается) со стороны всасывания в сторону нагнетания. Обратно жидкость практически перенесена быть не может, так как между зубчатками обеспечивается плотное сцепление.  

Зубчатый насос / подает жидкость к насосу 2 с переменной производительностью. Излишнее количество жидкости удаляется через клапаны 3 и 4 в бак.  

Зубчатый насос / подает жидкость к силовым цилиндрам 2 и 3 через распределитель 6 и зубчатые насосы 4 и 5, расположенные на одном валу. Зубчатые насосы 4 и 5 служат в качестве спаренных гидравлических моторов.  

Зубчатый насос / подает жидкость под давлением в центробежный насо 2, связанный с регулируемым валом, золотник 3 и камеру 4 сильфона. При увеличении числа оборотов регулируемого вала крыльчатка 2 вызывает увеличение давления жидкости в снльфоне 5, который растягивается и золотник 3 поднимается. При опускании поршня 8 под воздействием жидкости заслонка 9 также опускается, уменьшая гем самым количество теплоносителя, поступающего в систему. При этом рычаг 13 поднимает цилиндр 6 золотника так, что его окна перекрываются золотником и подача жидкости в сервомотор прекращается.

Затем под действием распрямляющейся пружины 12 поршень 11 медленно перемещается вверх; при этом жидкость дросселируется через дроссель 14 из верхней полости в нижнюю. Это вызывает опускание цилиндра 6 золотника, дополнительную подачу жидкости в сервомотор 7 и перекрытие задвижки 9 еще на некоторую величину. Процесс регулирования продолжается до тех пор, пока элементы регулятора не вернутся в исходное положение. При уменьшении числа оборотов регулируемого вала перестановка элементов регулятора совершается в обратном порядке.  

Зубчатый насос с рабочими органами в виде шестерен, обеспечивающих геометрическое замыкание рабочей камеры и передающих крутящий момент.  

Зубчатые насосы способны засасывать масло при расположении их выше уровня масла в баке.  

Зубчатый насос имеет характеристику со слабым наклоном к вертикали ( см. фиг. При этом взаимное расположение характеристик насоса и сети принципиально получается таким же, как и в случае, показанном на фиг.  

Зубчатые насосы, выполняют с внешним и внутренним зацеплением.  

Зубчатый насос ( рис. 34) служит для передачи вискозы из одного аппарата в другой и ускорения растворения ксан-тогената. В корпусе насосов размещены шестерни, перекачивающие вискозу. Направление вращения шестерен показано на рисунке стрелками. Поступающая вискоза заполняет пространство между зубьями шестерен и подается ими в разные стороны: верхней шестеренкой — кверху, нижней — книзу. В момент соприкосновения зубьев шестерен вискоза, находившаяся между ними, выдавливается и поступает в нагнетательную трубу.  

Зубчатый насос ( рис. 41) состоит из чугунного литого корпуса, имеющего два патрубка, из которых один является всасывающим, другой нагнетательным.  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *