Евровагонка сорта описание

Евровагонка сорта описание

Что еще вам стоит знать о евровагонке?

На тыльной стороне евровагонки в обязательном порядке будут присутствовать специальные вентиляционные канавки.

Эти канавки выполняют роль воздухоотводов и позволяют конденсату легко выходить на поверхность. Что, в свою очередь, препятствует гниению древесины, а это играет важную роль в характеристиках долговечности евровагонки. Что касается ее классификации по видам профиля и размерам панелей, существуют европейские стандарты, согласно которым размеры евровагонки могут составлять:

  • — по ширине — 8см, 10см, 11см, 12см;
  • — по длине — в диапазоне от 50 до 600 см;
  • — по толщине — 1,3 мм, 1,6 мм, 1,9 мм.

Вагонка – это разновидность тонкой обшивочной доски толщиной до 22 мм для крепления типа «шип-паз», которую используют для внутренней и внешней отделки.

На рынке стран СНГ продают две разновидности вагонки:

  1. Обычная вагонка (профилированная обрезная доска);
  2. Евровагонка (обрезная доска с гладкой поверхностью, точными стандартами профиля и геометрии детали, которые регламентированы европейскими стандартами качества).

Откуда появилось название «вагонка»?

История возникновения названия «вагонка» связана со временем исследования и покорения Сибири, когда важную роль играл железнодорожный транспорт. Значение железных дорог возросло в сорокалетний период строительства Транссибирской магистрали (царское правительство начало строительство в 1891 году).

Тяжелые условия труда и суровый климат отдаленных районов Сибири требовали использования для внутренней обшивки металлических вагонов доступного и практичного материала. Для этой роли подошли тонкие одинаковые дощечки специальной строжки с пазом и шипом для монтажа. Благодаря изначально плотному креплению, при впитывании влаги дощечки исключали появление щелей. В то же время они сохраняли способность отдавать влагу излишне сухому воздуху, смягчая перепады влажности и температуры внутри вагонов.

Со временем затонкими шпунтованными досками для обшивки закрепилось название «вагонка».

Где теперь используют вагонку?

Вагонкой обшивают балконы, лоджии, дачи, летние домики, прихожие и мансарды. На рынке доступна вагонка из различных пород деревьев, которая подходит для монтажа без покрытия или покупки под покраску.

Благодаря применению современных технологий, появились новые разновидности вагонки, которые составили конкуренцию классической облицовочной доске и евровагонке:

  • Блок-хаус (представляет собой доску, лицевая сторона которой напоминает оцилиндрованное бревно; обшитая стена создает впечатление настоящего деревянного сруба из высококачественного леса);
  • Имитация бруса (строганная обрезная доска толщиной около 20 мм, длиной 3 или 6 м и шириной 135 мм; обшитая стена создает впечатление сруба из деревянных брусьев).

Применение евровагонки разных сортов

Каждый класс имеет свое применение, которое определяется соотношением цены евровагонки и требований к ее характеристикам. Так, вагонка класса «Экстра» и класса A используется в случаях, когда к внешнему виду и характеристикам предъявляются очень высокие требования. Как правило, это материалы для внутренней отделки, которые покрываются прозрачным финишным покрытием. Они имеют идеально ровную поверхность, без сколов, выбоин и вмятин, что обеспечивает безупречное качество внутренней отделки евровагонкой.

В случае, если для отделки используется непрозрачное покрытие, допустимо использовать вагонку класса B. Даже если на ее поверхности будут иметься дефекты, покрытие скроет их. Вместе с тем, такой пиломатериал будет иметь более доступную цену, что обеспечит существенную экономию.

Наиболее доступным вариантом является евровагонка класса C. Специалисты компании «Евровагонка Дом» советуют использовать ее только для черновых работ — например, для обшивки подсобных помещений. В то же время ее дефекты можно исправить, используя темное финишное покрытие, а также наполнитель для выбитых сучков и сколов.

Характеристики основных сортов евровагонки

1. «Экстра»

К этому сорту евровагонки относится только отборный, наилучший пиломатериал. Он характеризуется полным отсутствием механических повреждений, а также незначительных дефектов или царапин. Поверхность такой вагонки является идеально ровной, на ней нет сучков. Внимание уделяется даже рисунку древесины — отбирается материал с максимально красивым естественным рисунком без резких переходов цвета.

2. Класс A

Требования для этого сорта евровагонки являются довольно строгими, однако некоторые дефекты разрешены.

Наличие сучков:

  • отбраковываются доски с черными сучками диаметром более 7 мм и с гнилыми сучками;
  • светлые сучки могут быть только здоровыми и невыпадающими, диаметр до 1,5 см;
  • возможно наличие выпадающих сучков (до 0,5 см в диаметре, количество — не больше 1-го на 1 пог. м).

Наличие трещин:

  • пластевые короче 95 мм (выходят в торец, не проходят через доску насквозь);
  • волосяные при условии, что они короче, чем 1/2 длины изделия;
  • трещины усушки (не длиннее, чем ширина изделия).

Для этого сорта пиломатериала не допускается наличие открытых смоляных карманов. Закрытые смоляные карманы должны быть не длиннее 20 мм. Количество таких карманов на 1 пог. м — не более двух.

Для класса A разрешены следующие дефекты:

  • наличие засмолков;
  • наличие сердцевины (не более 200 мм на 1 пог. м);
  • небольшая шероховатость поверхности доски;
  • окраска допустима, но при условии, что ее площадь не более 10% от общей площади вагонки.

Вообще не допускается наличие следующих дефектов:

  • прорость (участки омертвевшей из-за повреждений древесины или древесины с проросшей в ствол корой);
  • синева (изменение цвета древесины из-за грибкового поражения);
  • гниль;
  • червоточины;
  • обзол (участок боковой поверхности бревна, не удаленный при распиловке);
  • производственный брак: вмятины, ворсистость, вырыв, наличие бахромы, запилов или задиров.

3. Класс B

К данному сорту евровагонки относят пиломатериалы со следующими характеристиками.

Наличие трещин:

  • волосяные, расположенные в лицевой части изделия;
  • пластевые доходящие до торца (несквозные короче 1/3 длины изделия и сквозные короче 15 см с каждого из концов и не шире 1 мм), не доходящие до торца (короче 1/4 длины изделия и не шире 1 мм).

Наличие сучков:

  • отбраковывается продукция с гнилыми либо единичными выходящими на ребро сучками;
  • здоровые сучки светлого цвета допустимы в любом количестве;
  • диаметр выпадающих сучков — до 2 см, количество — не больше 1-го на 1 пог. м;
  • несросшиеся и невыпадающие сучки диаметром меньше 2 см допустимы.

Также вагонка класса B может иметь окраску, смоляные карманы (закрытые либо открытые размером не более 50 мм), засмолки, участки сердцевины. Материал может иметь прорости длиной до 100 мм и шириной до 200 мм (не более одной на изделие), светлую синеву и твердую гниль, при условии, что каждый из дефектов занимает не больше 10% площади доски. Также допускаются мелкие червоточины (не более 3 на 1 пог. м) и обзолы, расположенные на кромке паза либо гребне так, чтобы при сборке их не было видно.

Производственные дефекты:

  • сколы, запилы, вмятины, задиры не должны иметь размер более 15х300 мм и глубину не более 0,5 мм (не более 1 дефекта на 1 пог. м материала);
  • разрешена непрострожка на гребне при условии, что она не затрудняет сборку;
  • площадь ворсистости — не более 10% площади изделия.

4.

Класс C

Евровагонка класса C может иметь следующие недостатки:

  • любые сучки в любом количестве;
  • смоляные карманы и засмолки без ограничений;
  • участки сердцевины, прорости, обзолы;
  • наличие гнили, синевы, окраски и червоточин;
  • производственные дефекты: сколы, запилы и задиры, ворсистость и непрострожка без ограничений.

Для некоторых дефектов ограничения существуют. Так, выбоины и вмятины, образующиеся при производстве, не должны занимать больше 20% от площади изделия. Также ограничения действуют для трещин:

  • несквозные пластевые трещины не должны занимать более 80% объема доски;
  • количество сквозных пластевых трещин, не выходящих в торец, не должно превышать 5 шт. на 1 пог. м;
  • выходящие в торец сквозные пластевые трещины должны быть не длиннее 300 мм.

Данная классификация является общепринятой. В дополнение к ней иногда используются «промежуточные» сорта: AB и BC. К ним, как правило, относят вагонку, которая не подошла под требования более высокого класса из-за незначительных недостатков.

Купить евровагонку различных сортов и в любых объемах Вы можете в компании «Евровагонка Дом». У нас выгодные условия доставки и цены на пиломатериалы.

Вагонка и её разновидности

Вездесущая Википедия говорит, что вагонка – это «тонкая обшивочная доска, продукт переработки древесины. Толщина, как правило, не превышает 22 мм». И это всё! А ведь на самом деле, как отмечают специалисты компании «Евровагонка Дом», мир вагонки намного шире, чем неизвестно кем установленные для этого интереснейшего строительного материала рамки в 22 миллиметра.

Откуда она пришла

Существует несколько версий происхождения вагонки. Основная из них гласит, что своим появлением материал обязан развитию железных дорог. Его пик приходился на начало позапрошлого века, когда практически все вагоны обшивались тем, что сегодня можно встретить в каждой русской бане. Выбор не случаен: во-первых, оба помещения должны быть максимально герметичными, во-вторых, и в парилке, и в железнодорожном вагоне надо каким-то способом удалять водный конденсат.

Изготовленные из первосортной древесины тонкие доски великолепно справляются с этой задачей. Герметичность обеспечивается пазошипным сочленением, а имеющиеся на тыльной стороне вентиляционные пазы удаляют избыточную влагу. Часто называют даже точную дату, 1846 год, когда стены вагонов начали обшивать именно таким образом. Впрочем, есть сведения, что вагонку изобрели гораздо раньше, а железнодорожники лишь воспользовались удачной находкой.

Битва стандартов

Правильное название материала, который вполне можно назвать народным, – обшивочная доска, и все знают, как она выглядит. А вот дать точный ответ на вопрос, чем отличается вагонка от евровагонки, иногда не может даже искушенный строитель. На самом деле все просто – выпуск обивочной доски регламентируется европейским стандартом DIN 68126 (евровагонка) и отечественным ГОСТ 8242–88. Посмотрим, так ли велики заложенные в нормативных документах отличия.

Оказывается, что особой разницы между этими двумя видами обшивочных досок нет, и приставка «евро» лишь подчеркивает, как принято в нашей стране, особый стандарт качества. Более того, наши производители иногда лукавят: изготовленную по отечественным гостам продукцию называют евровагонкой, тем самым подчеркивая достоинства пиломатериала. Это не более чем маркетинговый ход, однако, он настолько распространен, что фактически стал стандартом рынка. Раз это так, специалисты компании «Евровагонка Дом» выделили отличия, которые особенно важны для того, чтобы сделать правильный выбор:

Герметичность

Важнейшими элементами вагонки являются паз и входящий в него гребень (или шип). Чем больше его размеры, тем прочнее стык, однако изготовление таких шипов требует высокоточного деревообрабатывающего оборудования.

Там, где его нет, размер шипа не превышает 4-6 мм, и вагонка классифицируется как обычная. Если же размер шипа достигает 8-9 мм (по DIN 68126 не менее 9% от ширины ламели), говорят о евровагонке. Эта величина в европейском стандарте выбрана не случайно. При повышенной влажности и температуре дерево естественным образом деформируется, а значит, при меньших размерах шипа почти наверняка появятся нарушающие герметичность щели.

Вентиляция

С тыльной стороны обшивочной доски должен быть канал, позволяющий проветривать покрытие, предотвращая тем самым образование конденсата. Более того, благодаря продольной выборке удается снять вызванные перепадом температур и влажности внутренние напряжения, а значит – уменьшит деформацию. Считается, что наличие такого канала как раз и отличает нашу вагонку от европейского аналога. На самом деле это не совсем так, просто отечественные стандарты шире, и допускают оба варианта. Разумеется, для сауны, да и любого другого помещения лучше брать то, что в продаже называется именно евровагонкой.

Влажность

По показателям влажности различия довольно велики, и если для европейского варианта древесина не может иметь влажность выше 12% (на практике существенно меньше), отечественная вагонка бывает откровенно сырой – до 24%. Разумеется, это всего лишь «средний показатель температуры по больнице», и наши производители давно научились сушить дерево. Тем не менее, стоит помнить, что влажная вагонка, если не принять специальных мер, наверняка покоробится, покроется грибком, изменит цвет и т.п.

Сортность

Все сорта и обычной, и евровагонки изготавливаются одинаково, с применением тех же самых сушилок и станков, а отбраковка и классификация производится уже после получения готовой продукции. Обычно выделяются три основных сорта: А, В и С, что соответствует российским 1, 2 и 3 сортам. При отборе учитываются как природные, так и производственные дефекты древесины, причем часто производители используют дополнительные категории (например, «Экстра», «Прима» и т.п.) или объединяют сорта в группы (ВС, ВС+ и др.).

Когда на плоскости скучно

Первоначально наружная поверхность обшивочной доски была исключительно плоской, однако в последние десятилетия стереотип был сломан. От старой доброй вагонки остался лишь принцип стыковки ламелей и необходимый для проветривания вентиляционный канал. Ниже, специалистами компании «Евровагонка Дом», представлена информация о наиболее популярных вариантах обшивочных досок, которые тоже считаются вагонкой, хотя к железной дороге уж точно отношения не имеют.

Блок-хаус

Заготовки профилируются так, чтобы стена, на которую их уложили, выглядела точно так же, как изготовленная из цельных оцилиндрованных бревен. При этом все остальные достоинства вагонки, такие как простота монтажа, способность «дышать», малый вес и доступная цена, остаются в сохранности.

Панель

Примерно то же, что и блок-хаус, но имитируется не бревно, а выпиленный из него брус.

Американка

Профиль этой вагонки клиновидный, что позволяет имитировать укладку панелей внахлест. При этом доски соединяются, как и у обычной вагонки, шипами, что делает стык герметичным и хорошо защищенным от атмосферных осадков.

Штиль

Эта разновидность вагонки чаще известна под такими именами, как «колхозница» или «крестьянка». Вероятно, такие имена характеризуют предельную лаконичность профиля, который внешне выглядит как обычная гладкая доска. Штиль не имеет характерной полки, благодаря чему поверхность после укладки вагонки выглядит идеально гладкой, без видимых стыков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *